• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое "Лейтмотив". Терминология

Что такое "Лейтмотив". Терминология

Что же такое “лейтмотив”? Сам термин с немецкого “Leitmotiv” переводится как “ведущий мотив”. Наверняка Вы уже встречались с ним в курсе литературы. Лейтмотив выступает в качестве “ключа” к пониманию какой-либо сцены, создаёт особое настроение и обстановку — это значимая, подчас ведущая мысль, неоднократно повторяемая в рамках характеристики героя и ситуации. В литературоведение понятие пришло из музыки, где обрело наиболее полное и яркое развитие.

В музыке лейтмотив суть относительно краткое (по сравнению со взятой целиком пьесой) музыкальное построение, которое неоднократно повторяется на протяжении произведения. Он служит обозначением и характеристикой определённых персонажей, предметов, явлений, эмоций, понятий…

В произведении, в котором реализована лейтмотивная техника, как только вы слышите конкретный мотив, видя конкретного персонажа, Вы ассоциируете их друг с другом, и в дальнейшем звучание именно этого музыкального материала либо предвосхищает и иллюстрирует появление персонажа на сцене или экране, либо о нём пойдёт речь в переживаниях другого персонажа. Аналогично и с предметами — если при первом появлении “ружья на стене” Вы слышите конкретный мотив, то будьте уверены — при повторном его звучании оно обязательно выстрелит!

В этом смысле лейтмотивная техника в музыке значительно более выразительна и информативна, нежели в литературе, так как помимо смыслового наполнения и создания настроения снабжает “пищей” также и органы чувств (слух), что создаёт дополнительный объём восприятия.

В качестве лейтмотива могут использоваться по отдельности, как и в совокупности, следующие “киты”, на которых зиждется музыкальная композиция:

  • мелодия

    (или “лейттема”, если она выступает в качестве ведущего элемента произведения)

  • гармонический оборот или отдельная гармония

    (лейтгармония)

  • инструментальный тембр

    (лейттембр)

  • ритмическое построение

    (лейтритм)

То есть, лейтмотив как целое объединяет в себе гармонию, мелодию, ритм и фактуру (оформление и изложение музыкальной ткани), которые по отдельности также могут быть ключевыми элементами произведения. 

Дадим определения приведённым терминам.

Гармония

это структура музыкальной ткани, выраженная вертикально. Проявляется она в созвучиях (аккордах), их сочетании и связях. Максимально упрощённо гармонию можно обозначить как звуковой фон, над которым “парит” мелодия. Как пример лейтгармонии приведём “Тристанов аккорд” (выделен красным цветом) из оперы Рихарда Вагнера (1813–1883) “Тристан и Изольда”, который будет повторяться в опере постоянно.

Тема

выражает самостоятельную мысль и выделяется на фоне других тем или нетематического материала (например, гармонии). Это сосредоточие того, что отличает данное произведение от других. Традиционным носителем темы является мелодия. Отличие темы от лейттемы исключительно методологическое — если тема “главная”, то она является лейттемой.

Тем не менее, если тема единственная или равнозначна другим, или же повторяется лишь единожды, ничего или никого более конкретно не иллюстрируя или подготавливая, то отпадает сама необходимость введения градаций. Далее, лейттема и лейтмотив терминологически идентичны, однако, как было сказано выше, лейтмотив обычно включает в себя целую совокупность средств музыкальной выразительности, когда (лейт)тема в основном ограничена именно мелодией.

Тембр

это окраска звука, при его восприятии возникают различные ассоциации и его часто сравнивают со зрительными, осязательными, вкусовыми и другими ощущениями (мягкое, тёмное, пряное и т.п. звучание). Тембр отличает звучание одного музыкального инструмента от другого. Ярким примером использования лейттембров является симфоническая сказка для детей “Петя и Волк” Сергея Прокофьева (1891–1953), где каждый из персонажей иллюстрируется своим инструментом (Петя — скрипка, птичка — флейта, утка — гобой, дедушка — фагот и т.д.).

Ритм

отвечает за временную организацию музыкального произведения и выражается в чередовании и соотношении музыкальных длительностей, пауз и акцентов вне зависимости от их звуковысотности. Ритм присущ всему живому (биение сердца) и любому движению. В свете лейтмотивной техники в качестве примера лейтритма можно привести “Мотив судьбы” (“Так судьба стучится в дверь…”) из пятой симфонии Людвига ван Бетховена (1770–1827). Второй аудио-пример иллюстрирует ритмический рисунок без привязки к звуковысотности или гармонии — это именно “стук в дверь”. 

В следующих статьях мы приглашаем вас на экскурс в мир музыки и покажем на примерах, как менялась сама лейтмотивная техника от зарождения в Средние века до расцвета в творчестве Рихарда Вагнера, от переосмысления в конце XIX – ХХ веке в рамках Авангарда и нового расцвета в наши дни уже на примере кинематографа и компьютерных игр.

Ксения Зиновьева

Список источников

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. – 5-е изд., С. Петербург: Лань, 2000. – 448 с.
  2. Музыкальный энциклопедический словарь / гл.ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

Дальше

Другие темы курса