• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Созданье ада иль небес: неоднозначность образа Евгения Онегина

Вот самый сложный, запутанный и противоречивый герой пушкинского романа. Характеристика Онегина настолько обширна и глубока, что установить границы его личности кажется невозможным, не говоря уже о том, чтобы охарактеризовать его образ каким-либо исчерпывающим словосочетанием. Литературные критики предпринимали разные попытки: «лишний человек», «сухой эгоист», «добрый малый», «человек безнадёжно пустой и совершенно ничтожный» (чувствуется лёгкая рука Писарева).

Кадр из фильма "Онегин" (1999)

Кадр из фильма "Онегин" (1999)

Но, сводя личность Онегина к нескольким словам, мы сильно упрощаем его образ и заведомо игнорируем те черты героя, которые не вписываются в семантическое поле выбранной нами характеристики. По этой причине массовая культура запомнила Онегина холодным и бесчувственным эгоистом – таким, каким его чаще всего называли исследователи. И, хотя многие из них ставили после основных слов запятую, всё, что было написано далее, уже никого не волновало. Наша же задача – прочитать образ Онегина до конца, со всеми запятыми, дополнениями и придаточными.

Онегин, добрый мой приятель

Прежде чем мы начнем копаться в дебрях онегинской души, стоит из тех немногочисленных сведений, в которые Пушкин не вкладывает скрытый смысл и в значении которых мы не сомневаемся, составить биографическую справку о герое, чтобы потом спокойно углубиться в двусмысленные строки романа.

Итак, Евгений Онегин – молодой повеса из Петербурга. Он получил традиционное дворянское воспитание, прекрасно владеет этикетом и умеет грамотно преподнести себя на любом светском вечере. Он не блещет образованием, но и не глуп: знаний и навыков Онегина как раз достаточно, чтобы свет счёл его умным и милым человеком. Развлечения Онегина типичны для дворянина его возраста: в его ежедневном расписании всегда присутствуют театр, бал, ресторан и прогулка.

В книгах Евгений отдаёт предпочтение Адаму Смиту и поэтому знает, «как государство богатеет и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». С художественной литературой дела обстоят хуже, Онегину никак не удается отличить ямб от хорея, но он знает «из Энеиды два стиха», и этого оказывается вполне достаточно наряду с владением французским языком и латынью.

Будучи весьма обаятельным человеком, он также умеет привлекать женское внимание, при этом сохраняя теплые взаимоотношения с мужьями своих любовниц. У него нет близких друзей, но есть приятели, среди которых Каверин и сам Пушкин, который, перечисляя бесконечные атрибуты беззаботной жизни Онегина, однажды задается вопросом: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

Онегин и его 33 несчастья

А счастлив Евгений совсем не был. Разочарование, хандра, опустошенность – вот 3 «болезни» века, с которыми он столкнулся и которые ему так и не удалось побороть.

На протяжении всего романа Онегин предпринимает попытки что-то изменить в своей жизни, но ему ничего не помогает: всё, за что Евгений берётся, вскоре надоедает ему. Сначала он теряет интерес к людям и общению:

Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Став «отступником бурных наслаждений», Евгений берётся за перо и пробует писать,

но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.

Тогда Онегин пытается занять свой скучающий разум чтением, но вскоре бросает и это занятие:

Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьёй,
Задернул траурной тафтой.

Следующей неудачной попыткой становится переезд в деревню:

Два дня ему казались новы
Уединённые поля
<…>
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же.

Не помогает даже «охота к перемене мест», которая овладевает Онегиным после смерти Ленского:

И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели.

Онегину ничего не надо, к 26 годам он уже пресыщен жизнью – и в этом его трагедия.

Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя

Другая проблема Онегина – высокомерие. Он подсознательно ставит себя выше других людей и, не видя вокруг себе равных, не может завести крепкую дружбу и найти товарищей по духу – а ведь в дворянском обществе было много противников той пустой и фальшивой жизни, которая надоела Евгению. В романе есть довольно известные строки, в которых многие ошибочно видят мнение Пушкина:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…

На самом деле это философия Онегина, к которой сам Пушкин, умеющий различать людей достойный и ничтожных, не сразу смог привыкнуть. И если он знает, что в обществе помимо праздных и недалёких дворян есть много умных и благородных аристократов, то Онегин этого не понимает, поэтому смотрит на всех людей одинаково свысока, хотя некоторых в глубине души всё же уважает («правил нет без исключений»). Но высокомерие Онегина намного сильнее этого скрытого уважения, поэтому он относится снисходительно даже к Ленскому, единственному близкому человеку, чувствуя умственное превосходство над поэтом-идеалистом:

Пускай покамест он живет
И верит в мира совершенство.

«Не умея уважать другого, как себя, не умея нести ответственность за свои отношения с людьми, он не мог найти себе настоящих друзей – таких, какими были для Пушкина Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Жуковский, Вяземский, Плетнев» [3]

Любите самого себя

Онегин эгоистичен: неспособность заботиться о других людях становится причиной его одиночества. Анализируя именины Татьяны и раздутый из ничего повод к дуэли, мы пришли к выводу, что в этой ссоре виноваты оба героя, причем корень всех зол – безделье. И безделье правда добавило масла в огонь, но развёл его именно эгоизм Онегина:

Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить.

Преподнося всё последующее шоу под соусом мести, Евгений в действительности преследовал только одну цель – развлечься. Он не думал о впечатлительности и ранимости Владимира, не боялся задеть друга или подставить его легкомысленную невесту – ему просто хотелось ярких впечатлений, которых по итогу хватило на несколько лет вперед.

Проблема такого «безнадежного эгоизма» Онегина в том, что это качество приносит несчастье не только главному герою, но и окружающим его людям: Ленский погибает, а Ольга, обвинённая в неверности, остаётся без жениха.

Но шёпот, хохотня глупцов…

Зависимость от общественного мнения тоже мешает Онегину: «Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражён его взглядами, его предрассудками» [3], и, боясь осуждения, не может позволить себе пойти против общественных норм. Так, опасаясь сплетен и «хохотни глупцов», он соглашается на дуэль с Ленским, хотя любит юношу всем сердцем и прекрасно понимает, что должен найти в себе силы извиниться и предотвратить кровопролитие. Но в таком случае секундант Владимира, Зарецкий, сразу же распустит слухи о трусливости Евгения:

К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...

Онегин мог не явиться на дуэль или хотя бы выстрелить в воздух. Но первое сразу было бы осмеяно обществом, а второе расценено как неуважение к противнику. Такого Евгений допустить не может, хотя искренне презирает законы света. Как следствие, он теряет единственного друга и становится вдвойне несчастен.

Рано чувства в нём остыли

Но главная трагедия Онегина, ставшая причиной всех остальных проблем, заключается в подавлении собственных чувств.

С юных лет он производит фурор на всех светских раутах, подстраиваясь под каждого собеседника:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Всё, что угодно, только не «быть собой». Онегин всегда такой, каким его хотят видеть люди, и никогда – настоящий. Своё истинное лицо он боится открыть – слишком хорошо он знает общество, в котором живёт. Здесь нужно «учиться властвовать собою» и всем угождать, и Евгений блестяще справляется с этим заданием. Особенно ярко его способность к самообладанию показана во сне Татьяны, когда Онегин сидит во главе стола с чудовищами, олицетворяющими его внутренних демонов, и полностью распоряжается их поведением:

Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьет – все пьют и все кричат.

Мастерское владение собой позволяет Онегину быть желанным гостем во всех петербургских гостиных, но обратной стороной его успеха становится постепенная потеря способности чувствовать и понимать себя. Это приводит Онегина к подобию современной депрессии:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;

Поэтому в первой половине романа Евгений действительно «холодный лицемер», убивший всю молодость на развлечения и интриги. И вот, когда Онегин полностью закрывается в себе, Пушкин посылает герою по очереди двух совершенно не похожих на него, живых и непосредственных людей – Ленского и Татьяну – с целью разбудить в Евгении чувства.

Сначала замкнутый и нелюдимый Онегин сталкивается с восторженным, открытым всему миру Владимиром – эта дружба не даёт вау-эффекта, но помогает достичь промежуточный результат. Во-первых, после всего произошедшего на именинах Татьяны в Евгении просыпается совесть:

На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом.

Это значительное изменение для человека, который ещё недавно по дороге к умирающему дяде приготовлялся «денег ради, на вздохи, скуку и обман».

К тому же, получив вызов на дуэль, Онегин осознаёт, что любит Ленского «всем сердцем» – такой чести ранее никто не удостаивался. Однако отказаться от дуэли значило бы пренебречь общественным мнением, то есть дать волю чувствам. Для Онегина это всё равно что броситься в омут с головой. Если тёплое отношение к Ленскому никак не компрометировало Евгения, то отказ от дуэли навлёк бы на него «хохотню глупцов», а он не был готов так быстро избавиться от своих предрассудков.

Татьяна в жизни Евгения появляется чуть позже Владимира, и момент её появления выбран неслучайно: мы помним, что Онегин, проникшись верой Ленского «в мира совершенство», старался удержаться от резких комментариев и насмешек. Как только в Евгении просыпается подобная эмпатия, Пушкин знакомит его с Татьяной, и снова задумка удаётся: Онегин смутно замечает глубокую натуру девушки и даже говорит Ленскому, что выбрал бы именно её, будь он поэтом. Всё идет как нельзя лучше, но тут воодушевившийся Пушкин отправляет Евгению письмо Татьяны – задание повышенного уровня сложности. Этот план поначалу срабатывает как надо: Онегиным в какой-то момент овладевает «чувствий пыл старинный». Он впервые за долгое время испытывает подобные эмоции:

И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он...

И, хотя Онегин сразу подавляет в себе проснувшиеся чувства, нам важно то, что они у него всё-таки появляются.

Однако в конце концов Пушкин перегибает с эмоциональной нагрузкой на своего героя: если с Ленским Онегин сходился постепенно и восторженность поэта не была направлена конкретно на Евгения, то страстная любовь Татьяны возникает внезапно и адресуется уже одному только Онегину. И, хотя Евгений сперва проникается письмом девушки, его мгновенно охватывает страх потерять былой покой, и он пресекает все пробудившиеся в глубине души чувства. Почему? Потому что не верит в возможность семейного счастья. Слишком много он видел семей, «где бедная жена грустит о недостойном муже», и этот опыт, находясь на одной чаше весов вместе с неготовностью к сильным чувствам, в итоге перевешивает скрытую жажду любви и заставляет Онегина отвергнуть Татьяну.

Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру – и даже надежду на её возвращение. [3]

Поэтому Евгений и говорит:

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...

Страх перед ответственностью оказывается сильнее, чем «я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней» – не просто так Онегин добавляет «ещё нежней», у Пушкина не бывает случайных слов. Желая обрести счастье, Евгений вместе с тем боится «обновить душу» и потерять покой, ведь никто не даст ему гарантии, что семейная жизнь с Татьяной сложится хорошо.

Мы ждём от Онегина слишком многого: после нескольких лет упорного подавления чувств Евгений был способен на чуткость по отношению к Ленскому и Татьяне, но не мог в одночасье избавиться от предрассудков, практически вжившихся в его душу. А когда он всё-таки позволил себе чувствовать и любить, было уже слишком поздно.

Обличив пороки Онегина, мы имеем все основания отнести его к отрицательным персонажам русской литературы: это праздный, высокомерный, эгоистичный, бегущий от собственных чувств и ответственности человек. Но чем же все-таки он так нравится Пушкину?

– Мечтам невольная преданность

Это первое, что упоминает автор, рассказывая о своей симпатии к герою. Что здесь имеется в виду? О чём может мечтать «забав и роскоши дитя», которое по щелчку пальцев получает всё, что пожелает? Вероятно, Онегин надеется (хотя и усердно подавляет в себе это чувство), «что есть какая-то другая жизнь – не та, которой живут Друбецкие и Скалозубы, – пусть ещё недоступная ему, но должна же она быть!» [3]. И ведь Онегин упорно ищет её, предпринимая разные попытки сменить обстановку: берётся за перо и книги, переезжает в деревню, учреждает новый порядок в имении, отправляется в путешествие. И пусть все старания Евгения заканчиваются неудачно, он не сдается и продолжает искать своё место – это достойно уважения:

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).

Примечательно, что именно Онегин, так трепетно заботящийся о сохранении покоя, всё время предпринимает попытки что-то изменить, ставя под угрозу «свою постылую свободу». Эту преданность мечте и ценит в нем Пушкин, зная, как тяжело Онегину дается самопреодоление.

– Души прямое благородство

Комментируя вежливое поведение Онегина по отношению к Татьяне, Пушкин пишет такие строки:

Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Мы знаем, что основной причиной, по которой Онегин отвергает Татьяну, является страх героя перед ответственностью и сильными чувствами. Но сыграло роль и другое: зная высший свет как свои пять пальцев, Онегин видел слишком много примеров несчастных семей и был уверен, что его ждёт то же самое – в возможность вечной любви и счастливого брака он не верил. И вот, имея за плечами богатый жизненный опыт, Евгений встречает девушку, мечтающую о любви и семейном счастье, и понимает, что не сможет ей этого дать:

Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой...?

Более того, он принесёт ей одни страдания:

Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.

Допустим, что в этих словах (в целом правдивых) есть доля напускного – Онегин себе-то не может признаться, что боится ответственности, а Татьяне и подавно. Но ему ведь необязательно быть честным: можно просто воспользоваться доверием наивной девушки, – тем более, она ему даже приглянулась при первой встрече – а потом исчезнуть. И будь Онегин действительно таким, каким его увидели многие критики, он бы непременно вспомнил, как там правильно «лицемерить, таить надежду, ревновать» и «пугать отчаяньем готовым».

Но Евгений не делает и этого, хотя «наука страсти нежной» ещё недавно была его любимым занятием. Подобное благородство кажется читателю неожиданным и необоснованным, но в действительности оно является основой личности героя: имя «Евгений» в переводе с греческого означает «благородный».

Онегин не пользуется доверчивостью Татьяны, потому что с первой встречи испытывает уважение к этой наивной и впечатлительной деревенской девушке. Будь на её месте недалекая светская красавица, Онегин бы недолго думал, но Татьяну он не в силах обмануть – ни семейный счастьем, ни краткосрочной интригой:

Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Поэтому в конце романа Татьяна, повзрослев и проанализировав тот разговор, скажет Онегину в ответ на его письмо:

Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.

Уважительное отношение к доверчивой провинциальной девушке не смывает с Онегина прежних грехов – Пушкин к этому и не стремится. Ему важно показать наличие у Евгения души: при всём своём эгоизме и высокомерии Онегин способен на благородство, а это уже ставит под сомнение его принадлежность к отрицательным персонажам русской литературы.

– Хранили многие страницы отметку резкую ногтей

В седьмой главе Татьяна посещает опустелый дом Онегина, отправившегося в путешествие, и, рассматривая его книги, замечает на страницах многочисленные пометки, оставленные Евгением около цитат. Причём все книги посвящены одной и той же теме:

И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Татьяна, которой недостаёт жизненного опыта, понимает пометки героя неверно и решает, что характер Евгения – всего лишь подражание литературному образу. Известный вопрос «Уж не пародия ли он?», которым задаётся героиня, впоследствии формирует у читателя представление об Онегине как об очередной жертве модных романов: если Татьяне нравилось представлять себя «Кларисой, Юлией, Дельфиной», то Онегин в её понимании косит под хладнокровных и безнравственных «москвичей в Гарольдовом плаще». Но это вовсе не так. На самом деле в отметках ногтей и чертах карандаша раскрывается осознанность героя:

Это ещё более говорит в пользу нравственного превосходства Онегина, потому что он узнал себя в портрете, который, как две капли воды, похож на столь многих, но в котором узнают себя столь немногие. [2]

В то время как другие пытаются сбежать от себя, Евгений равнодушно принимает свои пороки, причём на это качество героя Пушкин намекает намного раньше седьмой главы: «Евгений Онегин» начинается объемным эпиграфом на французском языке, который взят Пушкиным из личного письма. В переводе он звучит так:

«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого» [1]

Онегин всегда бежит от ответственности, но не пытается обмануть себя, если все-таки с нею сталкивается. Он осознает свою вину, когда получает вызов на дуэль от Ленского:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был не прав…

Более того, Евгений не скрывает и спокойно признаёт свои недостатки, даже не пытаясь компенсировать их чем-то положительным:

Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я.

Способность Онегина признавать ошибки и понимать свои недостатки очень ценна для Пушкина, причем настолько, что он посвящает этому качеству героя главный эпиграф романа. Онегин горд, но это не слепая гордыня, а тот уровень уверенности и духовной силы, при котором человек спокойно принимает свою темную сторону.

– Он оставляет раут тесный

В первой главе романа Пушкин подробно и заманчиво описывает ежедневные занятия Евгения: прогулки, балы, театры, ужины, маскарады – всё, чем развлекало себя современное дворянство. Но автор также дает понять, что Евгению эта жизнь совсем не по душе:

Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его.

Неудовлетворенность той жизнью, которая так нравится высшему свету, с самого начала привлекает Пушкина в своём герое. Неслучайно он называет Евгения приятелем, знакомит с Кавериным, сравнивает с Чаадаевым, умнейшим человеком той эпохи: Пушкин знает многих людей света, чувствующих себя счастливо на светских раутах, и знает, что Онегин не таков, что ему не может нравиться та праздная и однообразная жизнь, от которой в восторге другие люди. Евгений видит их пустоту, фальшь, лицемерие – вещи, которые рано или поздно вызывают отторжение у мыслящего человека.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Очень многое можно сказать о человеке, зная его окружение. А окружение Онегина мы знаем отлично. Во-первых, это Каверин – лицейский приятель Пушкина. Автор не просто так пускает героя в свой круг общения: ему важно показать, что Евгений относится к категории интеллигентных и прогрессивных людей, составляющих окружение самого поэта.

Во-вторых, Ленский. Благородный поэт-идеалист, получивший геттингенское образование и верящий «в мира совершенство». Конечно, герои сходятся «от делать нечего», но Владимир при этом чувствует, что Онегин – единственный, кто способен понять его творчество:

В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары…

Каким бы наивным и нелепым ни был Ленский, он всё равно нравственно и умственно превосходит типичных представителей дворянского сословия – и его выбор, во многом продиктованный желанием найти родственную душу, останавливается именно на Онегине: Владимир первым проявляет инициативу познакомиться.

Связь с Ленским – этим юным мечтателем, который так понравился нашей публике, всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина. [2]

В-третьих, Татьяна Ларина. Чистая, высоконравственная, чуткая девушка, которая общению с людьми предпочитает чтение книг и наблюдение за природой. Но вот на Онегина Татьяна вдруг обращает внимание. Да, её чувства во многом обусловлены фантазиями, но также она сердцем чувствует, что Онегину можно доверять, что он не обманет и не станет осуждать её. К тому же Татьяна – «милый идеал» Пушкина, то есть героиня, в которой, с точки зрения автора, идеально всё: интересы, манеры, душа, принципы, поступки. И эта девушка отдаёт свою любовь именно Онегину.

Наконец, сам Пушкин. «Человек солнечной системы», «солнце русской поэзии», «наше всё» – и он, такой выдающийся, образованный и великодушный, искренне любит Онегина со всеми его странностями, предрассудками, ошибками и страхами, при этом здраво оценивая поступки героя и не пытаясь найти ему оправданий.

Мы видим, что Евгения, несмотря на его непростой характер, окружают умные, благородные и высоконравственные люди. Но может ли таким людям понравиться пустой, бесчувственный и подлый эгоист? Нет, не может. Значит, Онегин всё-таки другой. Он не положительный, но и не отрицательный: он сложный, многогранный, противоречивый, и его образ не сводится к нескольким обобщающим словам или конкретному литературному типу. Это просто живой человек, и, возможно, по этой причине его так тяжело понять.

Созданье ада иль небес

Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, нам следует определить место Онегина относительно двух литературных «полюсов»: на одном таком «полюсе» находятся циничные, пустые и безнравственные герои по типу Молчалина, на другом – высокоморальные, духовно богатые и честные персонажи, среди которых Пьер Безухов и Андрей Болконский. Онегин не относится ни к тем, ни к другим:

Он умён и честен настолько, чтобы не довольствоваться жизненными идеалами Берга или Бориса Друбецкого, чтобы не жить, как Молчалин; но у него нет того глубокого понимания жизни и людей, той силы личности, которая помогла бы ему выбрать свой путь. [3]

Почему Онегин именно такой? Он является собирательным образом молодого поколения дворянства пушкинской эпохи и вбирает в себя черты многих людей из окружения автора. Разочарование, хандра и опустошенность – 3 «болезни» века, которыми страдал Онегин – мучали всех образованных и честных людей, не желавших жить праздной и мелочной жизнью светского общества, где «самые святые чувства приносятся в жертву расчёту и приличиям» [2], и поэтому не могли найти применения своим силам. Многие из таких дворян позже стали декабристами, и Онегин, по задумке Пушкина, должен был оказаться в их рядах. Соответственно, Онегин – создание не ада или небес, а повседневной, знакомой каждому из нас жизни.

Виктория Бурлакова

Источники

1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 16 томах. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949.

Научная литература

2. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 3 т. Т 3: Статьи и рецензии 1843-1848 // Под ред. Ф. М. Головенченко. М., 1948.

3. Долинина Н. Г. «Прочитаем Онегина» вместе: Эссе. – Изд. 3-е. / Ред. Е.В. Миненко. СПб.: «ДЕТГИЗ-Лицей», 2005. 177 с.

Дальше

Другие темы курса