• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Споры о современности

Введение в курс.

Споры о современности

Вероятно, Вы хотя бы раз в жизни задумывались, каким образом можно описать текущее состояние общества – иначе говоря, нашу современность (то, что на английском языке принято называть modern или modernity). Однако единого мнения об однозначных чертах современности не существует до сих пор. Настоящий курс призван познакомить Вас с разнообразными проектами, каждый из которых претендует на описание современных общества и культуры.

Начиная с эпохи Просвещения, западный проект повсеместной рационализации и единого пути для развития общества стал доминирующим. Во многом этот факт обусловлен обращением к идее прогресса, претендующей на статус единственно верной и потому распространяемой даже с помощью насилия.

Во время успешной колониальной экспансии Европы идея прогресса служила главным отличием «цивилизованного общества» от покорённых народов, живущих традиционным укладом жизни. Предпосылки для появления оригинальной европейской модели развития были заметны уже в Реформации и географических открытиях. После же Великой французской революции принято с уверенностью говорить о современном обществе, об эпохе модерна.

Тем не менее, Холокост, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, а также другие потрясения XX века поколебали уверенность в данном проекте. Начался спор о модерне и постмодерне, позже приросший теориями постпостмодерна. Данной дискуссии и посвящены последующие статьи.

Прежде всего стоит уточнить терминологию. Под постпостмодернизмом понимаются как направления в искусстве, так и ряд философских теорий. Настоящий же курс статей посвящён социальным теориям, поэтому речь в нём пойдёт о модерне, постмодерне и постпостмодерне как об исторических эпохах с собственными культурными особенностями.

Давайте же теперь узнаем, менялось ли кардинально общество после радикального поворота эпохи Просвещения.

Автор курса очень благодарен Марии Дмитриевне Марей, преподавателю Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, согласившейся проверить содержание статей и предложившей рекомендации по их доработке. Также, курс во многом стал возможен благодаря Александру Владимировичу Павлову, коллеге Марии Дмитриевны, который пробудил интерес автора к теме.

Владислав Романов

Дальше

Другие темы курса