• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арт-активизм. Прошлое, настоящее и будущее

Арт-активизм. Прошлое, настоящее и будущее

Введение

Арт-активизм или артивизм – понятие новое и нечасто встречающееся в российском интернет-пространстве. В медиасреде возможно найти лишь несколько статей на эту тему, пару тройку переведённых книг и серию объявлений о лекциях. Исследований, специализирующихся конкретно на российских примерах, ещё меньше. Однако это не значит, что эта тема является непопулярной. Как раз наоборот – сегодня мы наблюдаем за распространением идей арт-активизма как направления и движения, способного менять общественную мысль. В этих статьях я постараюсь кратко представить историю развития понятия арт-активизма в России, этапы её развития и основные направления с 1990-х по настоящее время.

История появления

Чтобы разобраться поподробнее, нужно взглянуть на историю возникновения этого понятия. Арт-активизм очень близко связан, можно сказать, произошёл от понятия «протестная культура». Протестная культура сама по себе полностью связана с идеей критики или же отрицанием существующих в обществе норм, ценностей и установленных идеалов. Западные социологи склоняются к выводу, что протестная культура это вынужденная организованная форма в сфере публичной политики, которая осуществляется неполитическими методами.[1]

Если рассматривать причины возникновения общественных протестов, то чаще всего они возникают из-за складывающегося у людей ощущения расхождения между существующим и ожидаемым положением дел в стране, городе или другом обособленном сообществе. Из-за возникающего острого чувства неудовлетворенности жизнью и обществом у граждан зарождается желание изменить ситуацию (и чаще всего, чем быстрее тем лучше).[2]

Именно сильные негативные эмоции становятся импульсом и впоследствии ресурсом для появления тех или иных форм протеста, которые стремятся привлечь внимание к социальным, политическим, экономическим и другим проблемам.[3] Так как протестное настроение не может существовать только в одной сфере жизни человека, выражаясь только через политические протесты и митинги – оно проникает во все возможные области взаимодействия индивида и общества. Искусство как один из таких видов выражения протеста достойный тому пример.

Так появляется протестное искусство, то есть творчество всех активистов и общественных движений, которое используется как средство коммуникации с гражданами, чтобы проинформировать и направить их в нужное русло для изменения существующего положения. Очень часто работы протестного искусства используются на митингах, демонстрациях и других актах гражданского неповиновения. Такое искусство создает определённую и доступную всем среду, которую можно использовать чтобы влиять на политическую и социальную повестку. Существует несколько версий, когда этот термин появился в обществе и начал использоваться, но начало XX века – самый распространенный вариант.

Ещё одно важное понятие для обсуждения данной темы, необходимое для дальнейшего понимания арт-активизм – это “паблик-арт”, то есть искусство в городской среде, появившийся в Америке в 1950-60-х годах. Паблик-арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры (то есть в общественном пространстве), рассчитанная на прямую коммуникацию со зрителем.[4]

Протестное искусство и паблик-арт объединяет один принцип – желание художников уйти из музеев на улицы. Они верили, что так могут появиться новые жанры, искусство перестанет быть капитализированным, а творчество сможет повлиять на существующие проблемы. Таким образом они стремились изменить устоявшуюся на тот момент систему.

 

Что такое арт-активизм

Арт-активизм – это прямое продолжение протестной культуры и протестного искусства. Как отдельное направление он появился в Европе и Америке примерно в 1970ых годах. В Европе всё началось с практик Йозефа Бойса, немецкого художника постмодерниста, специализирующегося на перформансах. В Америке - через изменения в социальных процессах – как, например, появление движения ACT UP, занимавшегося проблемами здравоохранения, в особенности эпидемиями СПИД.[1]

Арт-активизмом можно назвать практически всё что угодно. По словам Нины Фелшин, крупнейшего американского теоретика в этой области, это

“искусство, направленное на прогрессивные общественные изменения. Для него характерно инновативное использование общественных пространств для обращения к социально значимым темам и побуждения сообществ к действию”.[1]

Также есть мнение, что арт-активизм – это художественная практика, направленная на эмоциональное воздействие человека, соединённая со спланированным активизмом, приносящим общественные изменения. Таким образом, его главная цель – создать мощнейшие общественные переживания, которые могут привести к измеримым сдвигам во власти. По словам художницы и перформанистки Тани Бругер, арт-активизм – это термин, используемый для описания искусства, которое основано на факте реального поступка и затрагивает политические или социальные проблемы.  То есть, в таком искусстве важнее возможность повлиять на силовую структуру, нежели только феномен описания или изображения ее в своей акции.[2]

Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что одна из самых значимых идей в арт-активизме – это “изменения”, что неудивительно, так как это и есть сама цель активизма.

Для того чтобы объяснить, почему арт-активизм – это действительно удачный формат сочетания искусства и активизма, рассмотрим несколько аргументов.

 

[1] Felshin N. But Is It Art? The Spirit of Art as Activism. New York: 1995.

Во-первых, активизм, являясь социальным феноменом, направленным на изменение реальности, всегда был более “политическим” явлением и часто выражался через такие активности как митинги и демонстрации. В то время как настоящее “искусство” практически всегда было ограничено музеями, галереями и театрами. Смешение этих двух направлений в что-то совершенно новое дало художникам новое пространство для выставления работ, новые темы, новую аудиторию и новые инструменты влияния. Теперь большее количество людей могло наблюдать за этими работами – торговые центры, рекламные щиты, интернет, городские площади – все эти места могут быть площадками для размещения работ арт-активизма. Таким образом, акционизм стал фундаментом для выражения искусства вне привычных площадок. Можно сказать, что арт-активизм – это активизм, который не похож на активизм, и искусство, которое не похоже на искусство.[1]

Во-вторых, само сочетание таких несочетаемых с первого взгляда активностей вносит чувство удивления и необычности происходящего. А как мы знаем, состояние “сюрприза” может повлиять на человеческое восприятие намного сильнее, чем уже привычные и приевшиеся формы. То есть способность арт-активизма удивить неожиданностью места или незнакомой формой дает возможность разрушить предвзятые представления людей об искусстве и протесте. Именно так арт-активизм и обходит уже устоявшиеся моральные установки в обществе, становясь невероятно эффективным в борьбе за изменения системы.

В-третьих, это доступность арт-активизма. Чаще всего люди избегают политических тем (как например выборы, дебаты, политические дискуссии) из-за того, что не могут быть полностью компетентными в них, боятся или же просто не считают эту тему важной частью их жизни.  В такой ситуации искусство выступает особым проводником, то есть формой деятельности, которая привычна человеку с детства. Преимущество состоит в том, что оно доступна каждому, независимо от его религии, национальности, политических взглядов, менталитета и других факторов. Искусство как что-то очень доступное и понятное становится путеводителем человека к другим важным аспектам нашей жизни.

Для того чтобы понимать арт-активизм человеку не нужно быть гением и подробно разбираться в искусстве или в политике. Такой формат открывает доступ к одной и той же проблеме разным аудиториям, соединяя их. Метод арт-активизма приносит пользу всем: и художникам – найти новую аудиторию или как-то повлиять на общественное мнение; и людям – встретить единомышленников и почувствовать значимость своих действий в общественном пространстве.

В-четвёртых, арт-активизм создан, чтобы влиять на душу и мысли, а не на физическую составляющую его жизни. Эта особенность выражена в его ненасильственной форме подачи. Несмотря на то, что иногда художники могут использовать насильственные методы влияние на людей, или пытаться достичь насильственных целей – основной идеей арт-активизма является психологическое изменение. Цель не в том, чтобы силой добиться согласия, а в том, чтобы побудить людей задуматься о мире и обществе, в котором они живут; подтолкнуть к рассуждению об идеальном мире и каким он должен быть; стремиться к его воплощению.

Для арт-активизма характерны следующие черты: существование основы, то есть проблемы, которая лежит в основе творчества; наличие аудитории; интерактивность; медиа-эффект, то есть сохранение и распространение получившегося результата (чаще всего через Интернет и медиапространство). 

Важная особенность арт-активизма, касающаяся места расположения – искусство всегда должно находиться в общественном доступе, где художники могут напрямую сотрудничать с общественным мнением, чтобы создать свою работу. Основным лейтмотивом практически всех работ является тема расширение прав и возможностей отдельных личностей и общественных групп.[1]

Типы арт-активизма

Существует множество типов арт-активизма, задействованных в настоящее время в современной культуре. В этом списке собраны самые популярные и узнаваемые типы.

Акционизм

Форма искусства, где фокусом работы становится её создание. Часто в акционизме наблюдатели становятся участниками, а сам художник субъектом и/или объектом своей работы.

Группа “Э.Т.И.”. Акция “Против Всех”. 1999 г. // Фото: музей «Гараж»

Группа “Э.Т.И.”. Акция “Против Всех”. 1999 г. // Фото: музей «Гараж»

В декабре 1999 года группа молодых людей во главе с А. Осмоловским на мавзолее Ленина вывесили баннер “Против всех”. Этот лозунг продвигал одноимённую политическую партию, целью которой было составить конкуренцию устоявшимся партиям на парламентских (1999 г.) и президентских (2000 г.) выборах.

Стрит-арт

Вид уличного искусства, выраженный через рисунки и надписи на дорогах, зданиях, других объектах городского пространства. Чаще всего это граффити и уличные инсталляции.

Бэнкси, работа “Венеция”. 2019 г

Бэнкси, работа “Венеция”. 2019 г. // Фото: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/mural-by-british-street-artist-banksy-of-a-child-holding-a-news-photo/1164349860

Работа известного политического активиста и стрит-арт художника Бэнкси, сделанная в мае 2019 года в Венеции. На граффити изображен ребенок-беженец в спасательном жилете, который держит в руках дымящийся розовый факел. Многие предполагают, что этот рисунок пытается привлечь внимание к проблеме глобального кризиса беженцев. Ещё одно мнение – проблема чрезмерного туризма.

Рэп

Вид (изначально) протестного искусства, выраженного через речитатив, которому свойственны критическое отношение к действительности. Фокус на злободневные и волнующие общество темы.

В марте 2012 британский исполнитель Бен Дрю выпустил хип-хоп композицию, которая была написана в ответ на беспорядки 2011 года, происходящие по всей Англии. Этот “бунтарский гимн” выражал протестное настроение населения и концентрировался на отношении общества к неблагополучному молодому поколению в Великобритании, нищете, преступности, социальным конфликтам.[1]

Поэтический акционизм

Изначально протестное направление в искусстве, делающее опору на поэтическую составляющую городского пространства, в отрыве от печатной продукции книг, журналов. Может выражаться через такие формы как видеопоэзия, слоганы уличных акций, акции чтения вслух, языковые игры, трансформация городской среды с помощью поэзии и другие.

Доминик Гонсалес-Ферстер, “Оперный платок”. 2014 г. // Фото Марины Бирюковой

Доминик Гонсалес-Ферстер, “Оперный платок”. 2014 г. // Фото Марины Бирюковой

Перевод: Я побывал в аду и вернулся. И позвольте мне сказать вам – это было прекрасно.

Социально-документальные комиксы (карикатуры)

Форма искусства, выраженная через рисованные истории, наполненные социальными проблемами. Соединяет в себе литературу и художественное искусство.

Can Germany's borders stop refugees? Davide Bonazzi

Can Germany's borders stop refugees? Davide Bonazzi // Фото: https://www.behance.net/gallery/31799375/Editorial-Illustrations-2015-Vol-2?utm_medium=email&utm_source=transactional&utm_campaign=project-published

Социальная карикатура, затрагивающая проблему чрезмерного потока беженцев в Европу и создания границ между странами.

Перфомансы

Вид протестного искусства, направленный на привлечение внимания к проблеме за счёт вовлечения и эпатирования публики. Видоизмененный “театр”, где наблюдатель может стать участником действия. Существует также разветвление на флешпротестмоды, политические перфомансы, хеппенинги, акционизмы.

Сантьяго Сьерра, “The trap”. 2007 г.

Сантьяго Сьерра, “The trap”. 2007 г. // Фото с официального сайта Сантьяго Сьерра: http://www.santiago-sierra.com/200712_1024.php

Перфоманс, где 13 известных чилийцев, в числе которых президент конгресса, министр обороны и другие важные персоны, встречаются с толпой разъяренных люмпенов. Цель этого действия – объединить в одном зале представителей разных социальных классов, чтобы имеющие власть люди столкнулись лицом к лицу с теми, чьи интересы они должны представлять.[1]

Современные тенденции

На сегодняшний день очень чётко прослеживается тенденция к усиленному использованию арт-активизма. Такой формат завоёвывает свою популярность не только в мировом масштабе, но и в отдельных странах, и Россия не исключение. Эта популярность возрастает благодаря распространению идей открытости, доступности и понятности арт-активизма.

Также благотворной почвой является возрастающее общественно-политическое напряжение в мире, влияющее на общественное мнение и социальные движения. Гражданское общество может использовать арт-активизм как средство выражения своего недовольства, мнений или стремления изменить ситуацию в мире.

Ещё одна причина – невероятное развитие Интернет- и медиапространства, которое позволяет всему миру “синхронизироваться”. Интернет открывает доступ к одним и тем же темам людям с разных точек нашей планеты, позволяя участвовать в актуальной повестке, следить за происходящим в реальном времени, влиять на общемировое сообщество, находить способы решения проблем и применять их в своем государстве.

Учёные и исследователи, изучающие эту тему, приходят к выводам, что сегодня помимо основных форм арт-активизма, большую популярность набирает медиа-активизм. Условно говоря, это формирующийся новый жанр арт-активизма, главным инструментом которого является медиаэффект. Медиаэффект – это возможность быстро собрать интернет-аудиторию, мобилизовать её и привлечь внимание к проекту или определённой проблеме.[1]

Переход арт-активизма с улиц в Интернет платформу ещё больше расширяет границы допустимого. Появление новых форм взаимодействия человека с обществом, донесения и распространения информации, сотрудничество со СМИ – только самые видимые эффекты от такого изменения.

Несомненно, как и в любой другой форме активности человека, арт-активизм и медиа-активизм могут вести к нежелательным последствиям. Например, свойство Интернета в медиа-активизме – возможность скрыться и остаться незаметным – может быть как достоинством, так и недостатком, который будет создавать неприятные последствия. Однако арт-активизм это мирная в своей основе и, самое главное, действенная практика, позволяющая добиться реальных изменений в общественной системе, поскольку она задействует намного большее количество участников, чем искусство и политика вместе взятые.

Анастасия Абакутина

Список источников

  1. Гройс Б. “Думаете, западная публика любит современное искусство? Ни фига подобного! " // [Электронный ресурс] Afisha Daily. 2012.
  2. Штейнман М. А. Анатомия маски протеста: коммуникативный протест // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2013. № 1 (102). С. 74-85.
  3. Акунина Ю. А. Арт-активизм как актуальная форма протеста: социокультурный анализ // Вестник МГУКИ. 2014. №1 (57).
  4. Поносов И. Про “паблик арт” // [Электронный ресурс] Партизанинг. 2012.
  5. Волкова Т. «Арт-активизм сейчас будет только расцветать» // [Электронный ресурс] “Искусство”. 2012.
  6. Felshin N. But Is It Art? The Spirit of Art as Activism. New York: 1995.
  7. Activiste Art // [Электронный ресурс] Tate.
  8. Duncombe S., Lambert S. WHY ARTISTIC ACTIVISM: NINE REASONS // [Электронный ресурс] The center for artistic activism. 2018.
  9. Псевдоним “shlasashaposhosse”. Рэп: музыка протеста? // [Электронный ресурс] Автономное действие. 2013.
  10. Костомарова Е. Важнейшее из искусств: 5 главных перформансов XXI века // [Электронный ресурс] РИА новости. 2013.
  11. Волкова Т. «Арт-активизм сейчас будет только расцветать» // [Электронный ресурс] “Искусство”. 2012.

Дальше

Другие темы курса