• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дуалистический монотеизм в зороастризме

Дуалистический монотеизм в зороастризме

Источник: antiques-delaval.com

Дуализм – это религиозное представление, согласно которому мир рожден из двух начал, которые могут сотрудничать, враждовать или же дополнять друг друга. Другими словами, это означает веру в двух богов, равных по силе друг другу, которые находятся либо в состоянии борьбы (дитеизм), либо в состоянии гармонии (битеизм). При этом дуализм в религии не предполагает того, что она не может нести монотеистический характер. Именно здесь проще всего привести в пример зороастризм: ведь в данном веровании есть лишь один верховный Бог, но также есть и воплощение тёмных сил, вступающее с Творцом в противостояние.

Учёные до сих пор спорят, можно ли называть зороастризм монотеистической или политеистической религией. Тем не менее, если посмотреть на язык Гатов, гимнов Заратустры, то можно увидеть, что с точки зрения философского контекста, пророк распространял учение, основанное на нравственном выборе между Добром и Злом именно с монотеистической позицией.

Зороастризм представляет собой своеобразную переломную религию, так как он создавался на основе прежних политеистических верований, но определённо носит в себе монотеистический характер. Многие исследователи объясняют это тем, что пророк Заратустра понизил многих дэвов, то есть арийских богов, до уровня демонов в своём учении, а других божеств объединил под культом верховного Творца Ахура Мазды [4]. Заратустра в таком случае выступает пророком-реформатором, привносящим в мир многобожия монотеистическую религию. Тем не менее, так как зороастризм развивался из политеистической религии, в нём остались многие элементы, связанные с прошлыми идолами. Именно о связи с праиндоиранской религией и ведизмом пойдёт речь в этой статье.

Но для начала стоит напомнить об истоках данных верований. Праиндоиранская религия – это совокупность верований ариев (индоиранцев), которые были прежде единым народом, проживающими на обширных территориях между реками Днестр и Урал и являвшимися представителями ямной культуры [3]. Впоследствии арии разделились на две основные группы и мигрировали на территории современного западного Ирана и Индии. После расселения народов религия ариев трансформировалась в зороастризм в Иране и в ведийскую религию в Индии, которая предшествовала брахмаизму и впоследствии стала основой для индуизма.

Большинство главных положений индоиранской религии сохранились в священных текстах и концепциях зороастризма и ведизма. Так, индоиранское понятие космического закона и порядка воплощается в ведийской рите (в переводе - “естественный порядок вещей”) и зороастрийской аше (в переводе, опять же, “естественный порядок вещей” или же “закон вселенской гармонии”). Интересно то, как в ведийской религии и зороастризме старые индоиранские слова меняли свои значения: так, авестийское слово Ахура (“Ахура Мазда”) перекликается с ведическим “Асура” (“демон”), и наоборот, Дэва в зороастризме означает “демонов”, то время как в ведийской религии Дэва означает “бога”.

Старые боги праиндоиранской религии, которые остались важной частью индийских ведов, в зороастризме претерпели большие изменения: некоторые Дэвы стали демонами-помощниками Ангра Майнью, а некоторые стали эманациями, то есть порождёнными частями единого бога Ахура Мазды, подчиняющимися только ему.

Так, в новой религии появились Язаты – ангелы, достойные почитания. Язаты часто являются воплощениями той или иной добродетели, и почти все из них были прежними богами праиндоиранской религии или маздаизма, политеистической религии Ирана, предшествующей зороастризму. Имена Язатов и богов древней иранской религии также совпадают:

  • Веретрагна

    бог войны и победы в иранской мифологии

  • Митра

    бывшее божество справедливости и дружбы

  • Хварно

    божество огня и света в иранской мифологии

  • Хаома

    почитавшееся в древнем Иране растение

  • Ардвисура Анахита

    богиня воды и плодородия

Имя верховного божества в зороастризме также происходит от древних иранских слов, имеющих праиндоиранские корни. Ахура – производное от термина “Асуры”, который означает группу старших богов в индоиранской традиции. Мазда в переводе с древнего праиндоевропейского языка означает “устанавливающий мысль”, “мудрый”. То есть, Ахура Мазда как верховный бог в зороастризме предстает как Мудрый Творец, создающий мысли и сознание. По канонам зороастрийцев, Ахура Мазда создал всё вокруг, разделив духовный и материальный миры.

Ангра Майнью, которого в дуалистической концепции противопоставляют Ахура Мазде, был также создан богом. Тем не менее, Творец не планировал делать духа злым. Изначально он породил два духа-близнеца: Спента Майнью и Ангра Майнью. Духи эти не были ни добрыми, ни злыми от рождения, и Ахура Мазда предложил им самим сделать выбор, на какую сторону они хотят встать: добра или зла. Спента Майнью выбрал добро, тем самым больше других приблизившись к своему создателю, Ахура Мазде, в то время как Ангра Майнью сам избрал зло и смерть. Кроме того, уже после создания духовного и материального мира, Творец спросил Ангра Майнью, хочет ли он продолжать идти по пути разрушения, но тот не поменял своего мнения, планируя разрушить всё хорошее, что создал Ахура Мазда. Таким образом, зороастризм воспринимает зло в этом мире как стремление к разрушению целого, энтропии.

Несмотря на то, что появление зла подразумевается само собой после создания мира, у человека, как и у всего живого, есть право выбора, свобода рационального принятия решений по собственной жизни. Мы сами решаем, поддаться ли мрачным силам Ангра Майнью или встать на сторону Ахура Мазды, приближая его неминуемую победу.

В борьбе Ахура Мазды и Ангра Майнью, согласно священным Гатам, победу рано или поздно обязательно одержит Бог, что повлечёт за собой конец этого мира, разрушение ада и уничтожение его демонов. Все грешники, находящиеся в аду, а также праведники из рая воскреснут для последнего суда, на котором проведут обряд ордалии, то есть испытания огнём. В этом праведном огне все нечестивые сгорят, а благочестивые и безгрешные люди спокойно пройдут через пламя, ничего не почувствовав.

Стоит сказать о том, что огонь – один из важнейших символов зороастризма, который первый пророк этой религии также позаимствовал у индоиранских племен. С самой древности люди поклонялись огню как символу тепла и света. Создавать и поддерживать огонь было трудной задачей, а потому его крайне ценили. Традиция использования огня в ритуалах сохранилась и до наших дней как раз в религиозной системе зороастрийцев.

Заратустра и тут переосмыслил старую религию, связав огонь с понятиями чистоты и нравственности. Ведь в представлении зороастрийцев свет в этом мире является зримым воплощением бога, а огонь – важнейший для человека источник света. Тем не менее, хоть у людей со временем и сложилось впечатление о зороастрийцах как об “огнепоклонниках”, солнечный свет в данной религии не менее почитаемый. Так как свет ассоциируется с богом, зороастрийцы во время молитвы обращаются именно к ближайшему и ярчайшему источнику света.

Огонь всегда содержится в зороастрийских храмах для совершения различных церемоний. Кроме того, огонь этот не могут просто зажечь в новом храме, обычно последователи этой религии переносят огонь из одного храма в другой. Помещения для религиозных собраний и молитв без священного огня по определению не могут считаться храмами.

Огонь зороастрийцев бывает трёх видов. Самый важный из них – священный огонь Бахрам, который, по преданиям, помогает людям бороться с мраком и злом Ангра Майнью. Этот огонь создавался из 16 видов пламени – в основном огней из домашних очагов разных представителей сословий. Тем не менее, несколько компонентов пламени Бахрама довольно сложно достать даже в наше время: один из них – это огонь, полученный от удара молнии в дерево, а другой – огонь с погребального костра.

Взаимодействовать с огнём Бахрам могут только высшие священнослужители. Другой тип огня – Азаран – предназначен для обычной службы в храме, и добывается он из 4 видов пламени. Последний вид огня, Дадгах, представляет собой огонь для домашнего очага любого зороастрийца [1].

Олеся Белова

Список источников

  1. Бойс М. Зороастрийская вера в период поздней античности; Зороастризм. Перевод Ферейдун Вахман. Тегеран: Фонд культуры Ирана, 1969. С. 156-157
  2. Бонгард-Левин Г.М. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история / Г.М. Бонгард-Левин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 132 с. ISBN 978-5-458-28509-4
  3. Вигасин А.А. Арии  // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 209. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  4. Ньоли Г. Проблемы и перспективы исследования персидской религии // Крупник И.Л.; Религиоведческие исследования, №3-4, 2010, с. 89-108

Дальше

Другие темы курса