• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начало конца: государственное вмешательство

Британская Империя после потери североамериканских колоний

Британская Империя после потери североамериканских колоний

По мере углубления экспансии в Индии получать большие доходы становилось всё проще, и в Великобританию стали возвращаться разбогатевшие «набобы», которые на заработанное в Индии покупали земельную собственность и места в нижней палате Парламента. К концу XVIII века количество таких депутатов в Палате Общин достигло 45 из 558 человек.

Внутри самой Компании к 1760-м годам наметился раскол: интересы набобов сталкивались с интересами директоров. Растущее влияние представителей ОИК и её богатые ресурсы вызвали интерес со стороны государства. Традиционные противники политической арены Великобритании — тори и виги — начали взаимовыгодное сотрудничество с директорами и набобами соответственно. Первым опытом такого сотрудничества стали выборы в директорат Компании, на которых выиграла фракция, поддержанная тори. Однако к концу десятилетия взаимовыгодная кооперация начала трансформироваться в одностороннее доминирование. На это было три основные причины.

Во-первых, Семилетняя война, которую Британия вела с 1756 по 1763 год, ввергла страну в долгую экономическую депрессию и вынудила усилить налоговое давление на подконтрольные территории, что, в частности, спровоцирует войну за независимость Соединенных Штатов. Огромные ресурсы, подконтрольные БОИК, тоже не могли не привлечь внимание Британии.

Ещё одной причиной стало превращение Компании из акционерного общества фактически в государство в Индии – оставаясь, с юридической точки зрения, британским подданным, она приобрела статус индийского суверена. Огромная власть и денежные ресурсы, сосредоточенные в её руках, создавали Британии конкуренцию во власти.

Наконец, государственное вмешательство спровоцировало недовольство аристократии тем, что места в парламенте, традиционно принадлежавшие ей, покупали разбогатевшие в Индии набобы. К тому же ресурсы ОИК дали бы британским политическим силам конкурентное преимущество, и набобы как посредники между политиками и деньгами были не нужны.

«индийская проблема» стала в 1770-е годы одной из главных внутриполитических проблем

На протяжении 1770-1780-х годов британские политики из правящих партий планомерно устанавливали над Компанией государственный контроль, вне зависимости от политических взглядов. Оппозиционные партии оказывали ОИК поддержку, так как контроль выгоден, прежде всего, правящей партии, опять же, вне зависимости от политических воззрений.

После того, как Компания прибрала к рукам бенгальскую казну, стоимость её акций резко выросла, как и дивиденды. На фоне общего бедственного положения в стране стремительно растущее богатство узкой группы людей стало поводом для требования Парламента предоставить ему все договоры с индийскими государствами и отчёты о доходах.

Установление контроля было для Британии единственным выходом в этой ситуации. Отнять власть в Индии она не могла по многим причинам – от отсутствия на то юридических оснований (фирман на владение Бенгалией Компания получила не от Великобритании, а от тимуридов) до запутанной налоговой системы, тесно переплетённой с торговлей, в которой едва ли можно было разобраться. Кроме того, правительство не смогло бы самостоятельно управлять далёкой страной.

С 1767 года Парламент обязал ОИК ежегодно выплачивать Британии 400 тыс. фунтов, фактически установив с ней даннические отношения. При этом попытка заменить влияние Компании влиянием Британии на территории Индии провалилась, и Лондон стал главным местом действий. Согласно отчётам Парламента, Компания являлась сосредоточением коррупции, а директора едва ли были осведомлены о действиях собственных служащих. К тому же доходы акционерного общества стали падать из-за неблагоприятной ситуации в Бенгалии, что вынудило руководство Компании обращаться к государству с просьбой о займе.

Так называемая «индийская проблема» стала в 1770-е годы одной из главных внутриполитических проблем. Спекуляции акциями Компании поспособствовали мировому кредитному краху 1772-1773 годов, что привело Парламент к выводу: для решения проблемы ОИК необходим государственный контроль над ней.

Начал Парламент с постановления 1773 года — «акта Норта» — обо всех территориальных приобретениях Компании, которые отныне принадлежали государству. Кроме того, резко повышался избирательный ценз в собрании акционеров (и сокращалось количество голосующих), а управление Индии централизовывалось. Генерал-губернатор Калькутты (получавший данный титул вместо титула губернатора) и четверо его советников теряли право заниматься коммерцией, оставляя за собой только административные полномочия. В систему управления внедрялись трое королевских чиновников, и этот пункт вызвал больше всего возмущения среди сторонников свободы Компании.

Уоррен Хейстингс,
первый генерал-губернатор Бенгалии

Королевские назначенцы сразу дали понять, что подчиняются они Парламенту, а не руководству Компании. Генерал-губернатор Хейстингс вступил с ними в борьбу, которая продолжалась два года и завершилась победой первого. Кроме того, в 1776 году начались активные боевые действия на территории Северной Америки, и Британии на какое-то время стало не до Индии.

1783 год, ознаменованный концом войны за независимость американских колоний и признанием Британией их независимости, фактически положил конец первому периоду Британской Империи. Территории Индии, подвластные Компании, отныне были «ярчайшей драгоценностью, оставшейся в короне его величества», и внимание к ним, ослабленное раньше, резко возросло.

Поменялась и политическая обстановка: если раньше оппозиция, вне зависимости от партии, выступала защитницей свободы ОИК, то теперь оппозиционные «новые тори» начали попытки перехватить инициативу наступления на Компанию у правящей коалиции тори и вигов.

Коалиция предложила более радикальный вариант реформы управления Компанией, означавший, фактически, её ликвидацию. Проект не был принят, и пришедшее к власти правительство «новых тори» во главе с Уильямом Питтом предложило план «двойного управления», по которому торговля и патронаж оставались в руках Компании. Хотя это не означало, что в будущем они не могут быть отобраны, на фоне радикального проекта коалиции «двойное управление» выглядело привлекательнее и получило поддержку руководства Компании.

Уильям Питт,
премьер-министр 1783-1801

«Индийскому акту», лишившему Компанию части политических свобод, сопутствовал коммерческий акт, понижавший пошлины на чай из Китая. Промышленный переворот в Европе в целом и в Англии в частности, набиравший обороты, сделал товар индийских ткачей неконкурентоспособным, и Компания постепенно переориентировалась на китайский чай.

В 1784 году фактически кончилась эпоха свободной Компании. Вплоть до её ликвидации все политические вопросы будут находиться в юрисдикции Палаты Общин. Полномочия генерал-губернатора будут расширяться после создания мощных рычагов давления на него.

Во второй половине XVIII века центр тяжести Британской Империи сместился с запада на восток, в том числе, например, начата была колонизация Австралии. Потеря колоний в Северной Америке усилила важность Индии для Соединенного Королевства и сделала неизбежным вмешательство государства в дела Британской Ост-Индской Компании, которое, в конце концов, приведёт к её упразднению.

Полина Гришай

Источники

Фурсов К.А. Держава-купец: отношения английской ост-индской компании с английским государством и индийскими патримониями — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Дальше

Другие темы курса