• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Хайратник” и бабушкина Библия: как быть советским хиппи

“Хайратник” и бабушкина Библия: как быть советским хиппи

Фото: Варвара Журавлёва // Афиша Daily

Принято считать, что пик движения хиппи на Западе продлился три года – 1967, 1968, 1969 – когда по всей Америке едва ли не каждый месяц проходили музыкальные фестивали, а завершилась прекрасная эпоха знаменитым Вудстоком.

В Советском Союзе хиппи появились уже после “лета любви”, но движение растянулось на три десятилетия. От американских братьев советские хиппи отличались кардинально: у них не было культа психоделиков, которые за океаном покупались чуть ли не в каждой аптеке, не было дешёвых и доступных джинсов, не было волшебного автобуса Кена Кизи, не было калифорнийского климата, позволявшего даже зимой танцевать на улице. Зато были значки с Лениным, квартирники, “вписки”, портвейн “777” и уголовная статья за тунеядство. В этой статье мы расскажем, как быть советским хиппи.

Внешний вид

“Цивилам" (обычным людям) советские хиппи казались похожими на бродяг, попрошаек, цыган. В отличие от американцев, доступ советских хиппи к культовым в субкультуре элементам гардероба из Индии, Непала и Бали был ограничен, поэтому выкручиваться, как обычно, приходилось самостоятельно. Джинсы были в дефиците, и позволить себе их мог далеко не каждый, поэтому советской версией джинсов стали широкие хлопковые брюки, сшитые самостоятельно и окрашенные в васильковый цвет. Один из известных хиппи 1970-х в своих воспоминаниях писал, что в Москве в моде были “трузера” из брезентовых чехлов для машин, причём "особым шиком было иметь на заду номер раздетого автомобиля" [1].

В Санкт-Петербурге, как это часто бывает, тренды отличались от московских. Питерские хиппи носили мешковатые чёрные костюмы, украшенные огромным количеством значков с Лениным, красными звёздами и прочей атрибутикой. Дополнялся наряд белыми носками и начищенными ботинками. Этот образ даже примерил на себя Олег Гаркуша, фронтмен группы «АукцЫон», на одном из концертов.

Многие хиппи принципиально не зашивали порванную одежду. Особенно крутыми считались те, кто сумел в таком оборванном и неряшливом виде демонстративно постоять перед полицией. Впрочем, о безопасности советские хиппи старались не забывать: свой главный атрибут – длинные волосы – на улице, особенно в холодную погоду, многие старались прятать за головными уборами и поднятыми воротниками.

Удивительно, но, воссоздавая образ хиппи, важно не переборщить. Человека, надевшего на себя все фенечки, значки и “хайратники” (от английского слова «hair», повязки на голову) сразу, могли с легкостью окрестить “пионером” – новичком, стремящимся всеми способами показать свою причастность к субкультуре.

Христианство было не единственной религией, модной среди хиппи. Поклонники The Beatles часто проявляли интерес к кришнаизму, буддизму и индуизму вслед за своим кумиром Джорджем Харрисоном. Молодые люди находили книги по истории индийских религий, старшеклассники рисовали в тетрадках символы восточных вероисповеданий, некоторые даже кричали “Харе Кришна!” на улице.

Субкультура советских хиппи была очень неоднородной, поэтому и досуг они проводили по-разному. Кто-то неустанно развлекался в компании друзей, портвейна “три топора” (777) и плодово-ягодного вина “грушки-яблочки”, а когда купить алкоголь было не на что, прибегал к “аску” – выпрашиванию денег у “цивилов”. Кто-то же, напротив, был убеждённым трезвенником и вегетарианцем.

В моде у хиппи была “трасса” – путешествия автостопом. В новом городе считалось абсолютно нормальным остановиться пожить у другого хиппи, даже совершенно незнакомого. Такая система “вписок” незримо опутывала всю страну, и каждый хиппи знал, что почти в любом месте может найти бесплатный кров и интересный разговор с товарищами по взглядам, даже несмотря на вопиющее, как может показаться “цивилу”, нарушение личного пространства.

Ещё одно популярное и бесплатное развлечение хиппи – квартирники и концерты “для своих” в общагах и школьных аудиториях. На них не было привычных для западного рока электрогитар и дорогих усилителей, играли на самых простых акустических гитарах, зато музыка была “своя”, непохожая на надоевшую советскую эстраду.

Тунеядство

Советские хиппи, в отличие от западных, не могли позволить себе не работать и постоянно путешествовать, в первую очередь, из-за уголовного наказания за тунеядство в СССР. Хиппи выработали свою стратегию обхода этого противоречия: они выбирали малооплачиваемую, не требующую специальной квалификации работу с минимумом партсобраний и свободным летом. Они работали дворниками, сторожами, операторами газовых котельных, а в свободное время занимались тем, что приносило удовольствие – кто-то сочинял музыку, кто-то писал стихи и прозу, кто-то занимался филологией, иностранными языками, историями религий.

Большинство хиппи были настолько далеко от политики, насколько это вообще возможно. Конечно, некоторые из них поддерживали диссидентов и пытались заниматься политическим активизмом, но такие представители субкультуры были скорее исключением, чем правилом.

“По-моему, нормальному человеку должно быть западло протестовать против какого бы то ни было политического дерьма. Революция должна произойти в тебе самом, а все остальное от лукавого,” – говорила Аня Герасимова из группы “Умка и Броневик” [1].

Несмотря на то, что государство не поддерживало и осуждало образ жизни хиппи, к государству хиппи относились со здоровым пофигизмом буддийских монахов. Хиппи изобретали для себя новую мораль, новую идеологию, которая находилась как бы в отдельном от остального общества мире, и этому миру не было никакого дела до того, что происходит снаружи. По большому счёту, даже западные хиппи не особо интересовали советских – в СССР сформировалась своя отдельная субкультура со своими практиками, своим слэнгом и своей модой.

Анна Купина

Список источников

  1. Денисова А. Хиппи // Story. 2008. №10.
  2. Жук С. Религиозные практики, повседневная религиозность и западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское время (1960-1984 гг. ) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. №3-4 (30).
  3. Казаникова А.А. Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки // Наука, образование и культура. 2016. №2 (5).

Дальше

Другие темы курса