Экологическая катастрофа и неравномерность развития: негативные последствия экономического взлета
Проведение реформ такого масштаба не прошло безболезненно для Китая и наряду с позитивными изменениями имело ряд негативных последствий.
Необходимо признать, что резкий рост всех отраслей промышленности привёл к резкому ухудшению экологической ситуации в Китае. По уровню загрязнённости воздуха ведущие китайские города находятся в мировых лидерах и, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не менее 300 тысяч в год человек преждевременно умирает в КНР от слишком высокого уровня загрязнения воздуха.
В то же время стоит отметить, что в последнее десятилетие государство стартовало масштабную кампанию по борьбе с загрязнением воздуха и уже к 2015 году добилось уменьшения показателя загрязнения PM 2.5 на 47% в течение периода с 2005 по 2015. Всё больше городов окружного и выше уровней начинают соответствовать национальным стандартам уровня загрязнения воздуха. Большинство из них по-прежнему не выполняют заявленные показатели, но уже эти данные свидетельствуют о прогрессе, ведь ещё в 2007 году Грег Уинтер в New York Times писал, что менее 1% всего китайского городского населения в 560 миллионов человек (на тот момент) дышало воздухом, считающимся чистым по стандартам Европейского союза [1].
Ситуация ухудшилась и в сельской местности, где рост загрязнения воздуха связан со значительным ростом производства и потребления угля в Китае в ходе политики реформ и открытости. 65% всех выбросов домохозяйств в сельской местности связаны с потреблением ими угля. Даже после проведения ряда мер, направленных на снижение потребления угля, производство которого в Китае выросло в восемь раз с 1978 года, его доля всё ещё составляет гигантские 58%.
Однако нельзя не отметить предпринимаемые властями усилия, которые способствуют изменению тренда. Так, КНР удалось в короткие сроки стать мировым лидером в таких сферах как ветроэнергетика и солнечная энергетика, хотя даже в условиях постоянной поддержки их развития доля всех возобновляемых видов энергии на 2020 год не составляет и 20% от всего энергопотребления Китая.
Большой проблемой можно также назвать ситуацию с загрязнением воды. Ряд важнейших рек страны, включая Янцзы, Хуанхэ и Чжэцзян значительно загрязнены, количество рыб в них сильно уменьшилось. При этом вода во многих реках теперь настолько загрязнена, что не может даже использоваться в нуждах сельского хозяйства, не говоря уже об употреблении человеком.
Неравенство
Одновременно с нарастанием проблем, связанных с заботой об окружающей среде, в ходе экономической трансформации Китайская Народная Республика столкнулась с ещё одной проблемой – резким ростом неравенства в обществе.
До начала реформ уровень неравенства в Китае был довольно небольшим. Даже самые отдалённые провинции и самые бедные слои общества не так сильно отставали по уровню жизни от обеспеченных жителей больших городов, хотя в целом уровень жизни в Китае был очень низок. Но уже при запуске политики реформ и открытости у Дэн Сяопина не было сомнений в том, что совершить коренные изменения избежав появления неравенства не удастся. Он неоднократно говорил, что в ходе реформ “одни будут богатеть раньше, чем другие” и призывал будущие власти Китая помнить, что
В распределении национального дохода выгоду должны получить все люди. В конце XX века в Китае необходимо было решить проблему поляризации. Следуя пути социализма, нужно постепенно стремиться к совместному процветанию. В случае поляризации Китай встанет перед вопросом возможной революции [2].
Однако до конца века решить проблему нарастающего неравенства в Китае не удалось, и в XXI век КНР вступил в статусе страны с одним из самых высоких в мире коэффициентов Джини (индекса неравенства) – 0,45, при том, что ещё в начале 80-х годов он не превышал 0,3.
Политика реформ и открытости значительно повысила уровень жизни всех без исключения китайских граждан, но создала сразу несколько типов неравенства.
Во-первых, это региональное неравенство. В ходе проведённой трансформации на первые позиции по показателям роста ВВП в мире вышли все прибрежные китайские провинции. Абсолютным рекордсменом в данном вопросе является провинция Гуандун, ВВП которой вырос с 11 миллиардов долларов в 1978 году до космических 1,5 триллионов долларов в 2019 году (рост в 141,8 раз).
Для сравнения: его сосед на западе – внутренняя провинция Гуанси за тот же период выросла с 4,5 миллиардов долларов до 321 (рост в 71 раз). В результате этого процесса в Китае образовалась группа отстающих регионов, расположенных на западе и северо-востоке страны.
С начала XXI века китайское правительство начало реализовывать три плана развития каждой из отстающих групп регионов:
- Развитие Западного Китая (2000)
- Восстановление Северо-Востока Китая (2003)
- Возрождение Центрального Китая (2004)
Однако несмотря на значительные успехи в ускорение роста экономики отстающих регионов, неравенство в уровне развития между развитыми прибрежными провинциями и остальными регионами КНР остаётся очень заметным.
Неравенство проявилось, конечно, и в уровне доходов населения. Социальное расслоение очевидно выросло: доля доходов 50% бедных в Китае в общих доходах снизилась с 27% в 1978 году до 15% в 2015, тогда как доля 10% богатых увеличилась с 27 до 41%. Если сравнивать Китай с другими странами по этому показателю, можно сказать, что в конце 70-х годов Китай находился на уровне скандинавских стран, а к 2015 году вышел на уровень США по неравенству доходов, которое, впрочем, не было воспринято негативно, учитывая многократное увеличение доходов всех слоев населения.
КНР удалось вывести страну из бедности. На новом этапе уже решение проблем социального неравенства является одной из важнейших задач китайского правительства.
Таким образом, можно сказать, что экономические реформы полностью изменили китайское государство, значительно улучшили уровень жизни в стране и вывели КНР в мировые экономические лидеры. В то же время политика реформ и открытости привела к возникновению ряда проблем, для решения которых возможно потребуются долгие десятилетия.
Виктор Трофимов
Другие темы курса