• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вымысел фактов: автофикшн. Приёмы и особенности

Сильвия Плат

Сильвия Плат
© Фото: Flicker

За последние годы в России вышли переводы нескольких романов,  которые издательства отнесли к автобиографической прозе. В 2016 издали «Под стеклянным колпаком» американской писательницы Сильвии Плат. В 2019 – «Прощание» норвежца Карла Уве Кнаусгора и «Не только апельсины» англичанки Джанет Уинтерсон.

Эти произведения пересекаются с биографиями авторов (в большей или меньшей степени). Мы слышим голоса писателей. Чувствуем, те же эмоции, что и они, переживаем их опыт внутри себя. Такие произведения можно отнести к автофикшну (autofiction), хотя его и не всегда выделяют в отдельный жанр.

В нем сливаются:

  • fiction – где фантазия автора – это основа и двигатель
  • nonfiction – где ключевая роль у достоверности и фактов

Автофикшн образовался на пересечении нескольких направлений: автобиография, дневниковые заметки, мемуары, эссе, документальный жанр. Термин объяснил Серж Дубровский в 1977 году описывая свой роман: автофикшн – это «вымысел абсолютно достоверных событий и фактов».

У автора, который работает над произведением в этом субжанре, нет задачи передать всё точь-в-точь: задокументировать даты, часы, минуты, места или участников событий. Гораздо важнее – передать эмоции, ощущения, возможно, найти какое-то общее место, которое будет понятно читателям.

Уходя от реальных событий, автору могут понадобиться литературные приемы. Тут и происходит слом жанровой конструкции. Писатель может слить реальных людей в одного книжного персонажа или, например, убрать из текста его основу – историю. В «Прощании» Кнаусгора читатель не может следить за сюжетом, потому что его там нет. Норвежец кропотливо описывает свои повседневные дела, отмечает самые незначительные детали своей жизни, рассказывает о ней во всех подробностях. И так шесть томов. Писатель вводит некоторые интриги, которые раскрываются под конец тома, пользуется недосказанностью, но, тем не менее, разрушает привычные рамки литературного текста.

Карл Уве Кнаусгор
Фото: Горький

В книге Плат можно найти множество доказательств существования жанра. «Под стеклянным колпаком» – это роман о жизни молодой девушки Эстер, которая приезжает в Нью-Йорк на стажировку в модном журнале, но в один момент ее жизнь начинает рушиться. У героини развивается депрессия, она попадает в клинику, где ей приходится пройти через жестокие методы лечения.

Роман написан простым языком, от первого лица. Плат говорила, что писала его, чтобы избавиться от своего прошлого. Как и поэзия Плат, этот роман – исповедь. У главной героини другое имя, но между ее жизнью и биографией Сильвии Плат – множество пересечений. Писательница, как и ее героиня, пыталась покончить с собой, училась по стипендиям, которые выигрывала, лечилась от клинической депрессии, а у остальных героев романа есть реальные прототипы.

Сильвия Плат
Фото: The Atlantic

Плат рассказывает историю о депрессии, о поиске места в жизни, рассуждает о судьбах женщин, основываясь на своем опыте и передавая свои ощущения. Между писательницей и ее героиней есть очевидные сходства, но есть и различия в историях, которые намеренно создает Плат. Внутренняя трагедия, терзания и метания – вот, что на самом деле объединяет Плат и ее героиню. Это то, чем примечателен автофикшн  – важен не способ передачи эмоций, а факт их донесения.

Дарья Мызникова

Предлагаем по теме

почитать

статья  на Горьком о жизни, творчестве и смерти Сильвии Плат – «Умирание — это искусство, как и все остальное. Я делаю это блестяще»

почитать

статья про автофикшн из журнала НЛО «Введение в самосочинение: Autofiction»

послушать

Lana del Rey – Hope Is a Dangerous Thing for a Woman Like Me to Have – but I Have It (поет про Сильвию Плат)

Дальше

Другие темы курса