Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике
Город в литературном произведении может быть самостоятельным героем. Тогда он не просто точка на карте. Он начинает влиять на повествование, на героев, на сюжет. На примере трех текстов русской литературы, в которых действие происходит в Санкт-Петербурге, разберемся, чем важен город для произведения, и как его изображает автор.
Петербург Достоевского
Сначала, конечно, Достоевский. Писатель родился в Москве, но затем переехал в Петербург, чтобы поступить в училище. Разбирать город можно на примере практически любого романа писателя. Мы остановимся на «Преступлении и наказании» (первая публикация – 1866 год).
В романе город гнетущий. Он давит на героев, он мрачный, серый, а иногда болезненно желтый. Он душный, весь в грязи и помоях, из него не выбраться, разве что на каторгу. Он весь состоит из закоулков и черных лестниц.
Герои «Преступления и наказания» сами чувствуют город, чувствуют атмосферу и тяжесть, которую он создает. В одном из эпизодов Свидригайлов говорит Раскольникову:
Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.<...> Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.
Кроме того, город как будто вынуждает героев совершать поступки, он влияет на них, вызывает отвращение:
Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.
Раскольников же с самого начала не может понять Петербург. Город для него – неприятная загадка. В одном из эпизодов романа главный герой смотрит на Неву и размышляет о том, что когда он ходил в университет, то часто останавливался на этом месте и каждый раз удивлялся чувству, которое у него возникало:
Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее.
Петербург Гончарова
За несколько лет до публикации «Преступления и наказания» вышел роман И.А. Гончарова «Обломов» (1859). Писатель учился сначала в Москве, а затем переехал в Петербург на службу. Образ Петербурга «Обломова» отличается от образа Петербурга «Преступления и наказания». Это уже не город бедности и грязи, это город аристократии, город для визитов, прогулок на карете и веток сирени.
В романе Гончарова важна география Петербурга. Писатель использует реальные названия улиц. В начале романа Обломов живет на Гороховой, Ольга – на Морской, а Пшеницына – на Выборгской стороне. Важно визуально представлять места, чтобы осознать, что все-таки случилось с Обломовым в романе (карта №1).
От Адмиралтейства и Александровского сада дороги тянутся в трех направлениях: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Герой живет на улице, на которой раньше жила аристократия, так как в начале романа Обломов еще не до конца погрузился в свой сон.
Большая Морская и Малая Морская улицы (на одной из них живет Ольга) проходят параллельно и пересекаются с Гороховой. В «Обломове» Петербург – город мостов и каналов. Вода разделяет Обломова и Ольгу, становится препятствием для их встреч. Чтобы добраться до Ольги, Обломову нужно переехать через Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку.
Читая роман, может показаться, что путь до Ольги – очень длинный, учитывая, какие усилия прикладывает герой, чтобы добраться до нее. На самом деле, от начала Гороховой до Большой Морской – всего 20 минут пешком.
Выборгская сторона отделена от остального Петербурга Невой. Там Обломов находит свою версию Обломовки, изолируется от общества, от движения и от Ольги.
Петербург Толстого
Через десять лет после «Обломова» полностью опубликовали «Войну и мир» (1869 год). В этом тексте образ Петербурга тоже имеет свое значение. Толстой не раз приезжал в этот город и даже какое-то время в нем жил.
В «Войне и мире» можно найти тему противопоставления Москвы Санкт-Петербургу. Прежде всего это видно через семьи. В Петербурге живут Курагины, которые плетут свои интриги, обманывают и высчитывают для себя выгоду от общения с другими людьми, а в Москве – Ростовы – большая, добрая и беззаботная семья.
Петербург представляется холодным и искусственным городом, тогда как Москва – гостеприимной, честной, добродушной. Важны события, которые происходят с героями в двух городах. Именно в Петербурге Курагин соблазняет Наташу, и она решает с ним сбежать. Тогда как в Москве она начинает ухаживать за раненным Андреем и забывает про Анатоля.
Дарья Мызникова
Предлагаем почитать по теме
Музей Достоевского
Занимательный Петербург
Другие темы курса