• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Истоки кастовой системы

Фото: https://photosight.ru/photos/5431634/

Фото: https://photosight.ru/photos/5431634/

Кастовый строй – есть плод особого мировоззрения индийского общества, индуизма. Касты, будучи комплексным переплетением разных классов общества, философии, многочисленных этнических групп, не могут рассматриваться в отрыве от центральных для индуизма понятий: дхармы, кармы и сансары [2].

  • Дхарма

    мировой порядок, совокупность правил и норм, которые могут помочь достичь нирваны (состояния абсолютного просветления, освобожденное от страданий). Именно дхарма обуславливает сохранение кастовой системы, поскольку социальная мобильность и пластичность общества в данном случае рассматривалась как своего рода нарушение космического порядка и всего порядка вещей [1].

  • Карма

    наряду с дхармой важна для понимания философии кастовой системы. Она представляет собой своеобразный закон Вселенной, который определяет ваши будущие жизни, основываясь на совокупности всех совершенных вами поступков – как хороших, так и плохих. Кармический закон фактически является легитимизирующим кастовый строй в индийском обществе основанием, по которому каждый человек имеет ровно то, что заслужил и нужно принимать это со смирением, не пытаясь менять и противостоять своему кармическому пути [3].

  • Сансара

    это, в свою очередь, бесконечный круг перерождений, который не имеет начала и не имеет конца. Всякое живое существо каждый раз, снова и снова, рождается в новом теле, новым существом в соответствии со своей кармой. Любая жизнь – страдание, и именно избавление от страданий, достижение нирваны и, тем самым, прерывание сансары, - есть самый желанный и недостижимый финал существования каждого.

В Индии еще во 2 тысячелетии до н.э. среди индоариев, которые поклонялись Ведам (священные тексты индуизма), в связи с разделением труда и существованием привилегированного слоя общества – брахманов (жрецы-священники индуизма), начала развиваться варновая система (4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры + неприкасаемые) [4].

Уже к началу н.э. данная система обрела ту форму, которая известна на протяжении последних 2 тысячелетий. Первоначально у ариев существовало разделение лишь на два класса: кшатрии и брахманы.

Кшатрии были равно как воинами, так и пастухами-скотоводами, участвовали в военных набегах на скот чужих общин. Корова - священное животное в индуизме и еще у ариев она была главной ценностью, за которую убивали. Брахманы были своего рода посредниками между миром богов и людей, приносили жертвоприношения во славу богов, надеясь на их благословение.

В основе индуизма и индийской цивилизации лежат Веды и различный эпос, благодаря которым можно проследить эволюцию базовой ячейки индийского общества «джати». Уже в Рамаяне и Махабхарате, двух центральных произведениях индуизма, появляются первые упоминания о джати как клановых образованиях на примере главных героев данных произведений [5].

Крайне важным ритуалом для ариев было «второе рождение», первые три варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) проходили этот ритуал и тем самым они становились полноценными членами общества [5]. Данный обряд был своего рода магической инициацией для мужчин, которой, однако, были обделены шудры и уж тем более неприкасаемые. Таким образом, происходила естественная сегрегация разных слоев общества в связи с их принадлежностью к определенной варне, низшие были лишены возможности активно участвовать в общественной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что кастовый строй имеет историю длиной в несколько тысяч лет, оставаясь неотъемлемой частью индийской цивилизации. Вне всякого сомнения, система каст, варн и джати может отпугнуть неопытного исследователя своими жесткими рамками, насилием над личностью и отсутствием возможности изменения границ между различными частями общества. Однако все вышеперечисленное есть культурная специфика индийского общества, которая и делает его уникальным культурно-историческим явлением на лице нашей планеты.

Кирилл Кравцов

Список литературы

  1. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты.  —  СПб.: Наука, 2010. — 558 с.
  2. Успенская Е.Н. К вопросу о природе индийской касты. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. Вып. 3. С. 150-171. [Elibrary]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13362681 (Дата обращения: 24.10.2019).
  3. Успенская Е.Н. Природа/культура по-индийски: кастовый строй общества. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. С. 139-145. [Cyberleninka]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-kultura-po-indiyski-kastovyy-stroy-obschestva (Дата обращения: 19.11.2019).
  4. Харинин А.И. Механизмы формирования и эволюции неприкасаемых каст Индии с древности до 1949 года. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. С.41-44. [Cyberleninka]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-i-evolyutsii-neprikasaemyh-kast-indii-s-drevnosti-do-1949-goda (Дата обращения: 19.11.2019).
  5. Manali S. Deshpande. History of the Indian caste system and its impact on India today. - San Luis Obispo.: California Polytechnic State University, 2010. – 35 p.

Дальше

Другие темы курса