Социальные проблемы, связанные с восприятием образа мигранта
Мнение людей о мигрантах в современной России в большинстве своем стереотипизировано. Это, безусловно, вызывает ряд проблем, распространяющихся за пределы частной жизни этой категории граждан.
Основными причинами подавляющего большинства таких проблем являются особенности государственной политики в отношении иммигрантов со стороны государства и восприятие образа мигранта в социуме, которое из-за своей негативной коннотации ведет к появлению дискриминации в отношении этой социальной группы. В общем и целом, социальные проблемы, возникающие в российском обществе в связи с вышеперечисленными причинами, можно разделить на три группы.
Проблемы, связанные с экономическим и социальным статусом мигрантов
Поскольку общество стигматизирует образ приезжего, таким людям чаще всего сложно устроиться на должности в соответствии со своей квалификацией. Многие исследователи, в частности, Дж. Грегори отмечали, что российское правительство проводит политику привлечения в страну «низкооплачиваемой рабочей силы» для экономии на государственных расходах и субсидиях [1].
Однако высококвалифицированным специалистам, к примеру, из стран Центральной Азии крайне сложно встроиться в рынок труда и найти достойную работу не только из-за вектора политики государства, но и из-за стигматизации образа мигранта, существующего в обществе. Следовательно, средний мигрант имеет меньший доход в сравнении со средним местным жителем и худший уровень жизни. Это порождает социальное неравенство, которое только подпитывает сложившиеся стереотипы.
Проблемы, связанные с неравным положением мигрантов в обществе
Из-за более низкого, в сравнении со средним уровнем по стране, дохода у большинства семей мигрантов, порождаются вторичные проблемы, так или иначе влияющие на социум [2].
С одной стороны, это маргинализация части подростков из семей мигрантов, чьи родители по экономическим соображениям не могут найти детям иных занятий, кроме как прогулки с друзьями или бесплатные секции. Вследствие маргинализации, в подобных маленьких группах наблюдается склонность к совершению противоправных действий. Примером здесь может послужить случай нападения двух подростков-мигрантов на женщин в Екатеринбурге в 2021 году [3].
Второй проблемой также можно назвать недоступность семьям мигрантов некоторых необходимых продуктов ежедневного пользования, таких как, например, контрацептивы. Следствием того, что из-за достаточно высокой цены приезжие, тем более, подростки чаще всего не могу себе позволить средства контрацепции, является более высокий уровень подростковых беременностей в среде мигрантов, что, как отмечает Виктор Агаджанян [4], также является причиной ряда проблем.
Из-за недоступности абортов и большого коэффициента рождаемости, количество детей мигрантов в России с каждым годом только увеличивается. Этот факт, в купе с недостаточностью ассимиляции, приводит к возникновению бытовой ксенофобии в обществе и способствует укреплению стереотипов о мигрантах, поскольку рядовые обыватели воспринимают даже детей, рожденных мигрантами в РФ, как приезжих, следовательно, видимое количество представителей социальной группы увеличивается и отсюда рождается стереотип о «засилье приезжих» в городах страны.
Проблемы детей мигрантов
В современной России система образования весьма унифицирована, но несмотря на это у самых маленьких школьников могут возникнуть проблемы, если их родители - приезжие. Свидетельством возникновения в «школьном сообществе» конфликтов на данной почве можно считать материал ВВС [5]. В нем заведующая Институтом социальной политики ВШЭ Екатерина Деминцева комментирует позиции образовательных учреждений: «Даже если есть все основания принять ребенка из мигрантской семьи, администрация лицеев или просто хороших школ заранее знает - будет негативная реакция со стороны местных родителей, и школа приобретет среди жителей неформальный статус «мигрантской»» [5].
Таким образом, от стигматизации образа мигрантов страдают не только сами люди, но и образовательные учреждения. В материале издания также говорится и о влиянии подобных практик на детей. Вследствие невозможности адаптироваться к новой, «отторгающей» среде, дети мигрантов отказываются ходить в школу, получают психологические травмы, иногда, как мы писали выше, маргинализируются.
Если дети с юности привыкли общаться и выстраивать социальные связи только с условно «своими», избегая при этом контакта с негативно настроенным по отношению к ним большинством, во взрослой жизни они, закрепив эту модель поведения, могут способствовать разделению общества на «своих» и «чужих».
Таким образом, проблемы, порожденные стигматизацией образа мигранта, в конечном итоге приводят к последствиям, еще больше укрепляющим эту стигму в обществе.
Для возможного решения сложившихся проблем, можно принять определенные политические решения.
Во-первых, как показывает практика европейских стран, чтобы избежать появления социального неравенства между местными жителями и мигрантами, государству следует сменить вектор миграционной политики и искать за рубежом не только «дешевую рабочую силу», но и высококвалифицированных специалистов.
Во-вторых, шагом к изменению сложившейся ситуации может служить установление механизма ассимиляционной политики. В мировом опыте доминирует две теории политики ассимиляции.
Первая, теория «плавильного котла», гласящая, что объединяющим фактором для всех людей должен стать язык, для чего нужно развивать его популярность как среди неносителей на территории страны, так и за рубежом, а также дестигматизация межнациональных браков для построения межкультурных социальных групп. Такая теория получила большее распространение в США, однако опыт этой страны, при всех достижениях, может говорить и о недостатках данной теории: «котел» не смог «переработать» значительное афроамериканское меньшинство, являвшееся в XVIII-начале XIX веков рабами. Вследствие большого количества людей, являвшихся носителями не доминирующего культурного кода, ассимиляция не прошла безболезненно, и афроамериканцы были вынуждены жить в условиях сегрегации еще более половины века, поскольку из-за неприязни доминирующего в социальной структуре европеоидного большинства, их культура, обычаи, язык и образ в целом становились объектами насмешек и дискриминации.
Вторая теория - теория «салатницы», говорит о том, что, чтобы объединить людей различных культур в одном обществе, не обязательно создавать новую идентичность и культуру, достаточно лишь проявлять уважение и интерес к культуре соседей, пробуждая эти же чувства в них. Основным примером реализации этой теории может служить Канада. В отличие от ассимиляционных процессов в США, в этой стране они протекали мягче, европеоидное большинство не угнетало иммигрантов и представителей других культур. Однако здесь проблема возникла внутри самого большинства: исторически сложные отношения между англо- и франкоговорящими канадцами обострились с получением государством независимости и остаются в состоянии тлеющего конфликта по сей день. Отчасти это могло произойти из-за того, что ассимиляции и смешения между двумя большими группами не происходило и каждая из них закрепилась на определенной территории, укрепляя там свой язык и культуру.
Как мы можем увидеть, в мире уже существуют некоторые более или менее успешные механизмы ассимиляции, однако мы не можем гарантировать успешность их применения в современной России. Тем не менее, каждая конкретная внутриполитическая проблема имеет индивидуальное решение, и решать ее только нам - обществу, и нашему государству.
Игорь Лукин и Даниил Мезенцев
Источники
- Jason Gregoire A Labor Migrant's Handbook: A Looking-Glass into the State of Russia's Social Labor Divide, American Intelligence Journal, Vol. 30, No. 2 (2012), pp. 51-56.
- Общественная благотворительная организация помощи вынужденным мигрантам “ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ”, “Мигранты в России”, №472/4 Июль 2007 г.
- «В больнице в тяжелом состоянии». В Екатеринбурге подростки-южане жестоко избили женщину и ее дочь // Е1.RU. 15.02.2022.
- Victor Agadjanian and Sam Hyun Yoo, “Migration, legality, and fertility regulation: Abortion and contraception among migrants and natives in Russia”, Demographic Research, JANUARY - JUNE 2018, Vol. 38 (JANUARY - JUNE 2018), pp. 1277-1302.
- "Над моим акцентом угорали дети". Как в России получают образование дети трудовых мигрантов” // BBC. 08.04.2021.
Другие темы курса