• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическое лидерство КНР: позитивные итоги 40 лет реформ

Экономическое лидерство КНР: позитивные итоги 40 лет реформ

Photo by Toby Yang on Unsplash

Мы уже рассмотрели основные моменты политики реформ и открытости. Пришло время подвести итоги более чем 40 лет этой политики, и начнём мы с очевидных положительных результатов.

Во-первых, экономика Китая, находившаяся на момент начала реформ за пределами двадцатки крупнейших экономик мира, за прошедший период вышла на твёрдое второе место в мире по ВВП. Более того, ряд прогнозов указывают, что в ближайшие десятилетия китайская экономика имеет все шансы обогнать США и стать крупнейшей экономикой мира. В количественных показателях достижения Китая выглядят ещё более убедительно: если в 1978 году ВВП Китайской Народной Республики составлял 149,5 миллиардов долларов (меньше аналогичного показателя ведущей экономики Азии на тот Японии в 6,7 раз), то на 2020 год ВВП КНР составил 15,4 триллиона долларов (рост более чем в 100 раз за 42 года), в то время как японский валовый внутренний продукт оказался лишь 4,9 триллиона долларов.

Во-вторых, в рассматриваемый период Китаю удалось вывести сотни миллионов людей из бедности. На 1978 год более 88% китайцев жили меньше чем на 2 доллара в день, в то время как в последние десятилетия категория настолько бедных граждан была не просто значительно сокращена, но почти исчезла. Дешёвая рабочая сила, бывшая когда-то одним из решающих преимуществ Китая, сегодня перестаёт быть таковой, ведь уровень жизни и зарплат китайских рабочих сильно превосходит аналогичные показатели рабочих из стран Юго-Восточной Азии, например Вьетнама. Более того, многим китайским рабочим, которые раньше отправлялись на заработки в другие страны, например в Россию, теперь выгоднее оставаться и работать на родине.

Наконец, нельзя не отметить, что китайская экономика в ходе реформ последних 42 лет перестроила свою структуру. На первом этапе был поднят аграрный сектор экономики, освободивший миллионы свободных рук, которые были пущены на резкое развитие промышленности с помощью иностранных инвестиций. Однако в ходе проведения индустриализации постепенно промышленность, основанная на государственных предприятиях, была сначала заменена на многочисленные волостные и поселковые предприятия, а затем в ходе приватизации и на частные. При этом, как в начале реформ, так и сегодня во всех ключевых для страны сферах была сохранена монополия государственных предприятий, работа которых была перестроена и модернизирована по образцу частных фирм.

В то же время нельзя не отметить, что структура китайской экономики при этом была трансформирована несколько раз. Если в 80-90-х годах, Китай рассматривался исключительно в качестве “мировой фабрики”, производившей всевозможные товары по максимально низким ценам, в последние десятилетия произошло появление огромной сферы услуг, а также высокотехнологичных китайских предприятий. Таким образом, экономика страны по структуре стала приближаться к наиболее развитым странам мира.

Можно сделать вывод о том, что политика реформ и открытости может считаться наиболее успешной экономической трансформацией, произошедшей в мире за послевоенный период. Экономике КНР удалось превзойти Азиатских тигров (стран, также показывающих внушительные показатели экономического роста в ходе реформ) как по максимальным показателям роста, так и по периоду этого роста. В то время как Японии или Азиатским тиграм удавалось держать рост ВВП выше 5% в год не более 30 лет, Китай держал данный показатель более 40 лет и опустился ниже лишь на фоне пандемии в 2020 году (рост 2,3% - огромное достижение для года, в котором все ведущие экономики мира показали падение валового внутреннего продукта).

Помимо этого, Китаю удалось в период высоких темпов экономического роста преодолеть несколько серьёзных кризисов. Причём первый из них – Азиатский финансовый кризис – не просто не обрушил китайскую экономику (как например корейскую или индонезийскую), а и позволил Китаю улучшить свой имидж в регионе за счёт активной помощи пострадавшим странам.

Но так ли всё идеально в экономической трансформации КНР? В следующей статье мы поговорим о негативной стороне политики реформ и открытости.

Виктор Трофимов

Дальше

Другие темы курса