Появление зороастризма
Прежде чем говорить о появлении зороастризма, стоит упомянуть, что эта религия представляет собой одно из первых мировых верований, содержащих откровение. Это значит, что основные постулаты зороастризма рождены в результате прямого общения бога Ахура Мазды с пророком Заратустрой.
Заратустра (или по-гречески Зороастр) – основатель религии и её первый жрец. Учёные до сих пор спорят по поводу места рождения пророка и даже времени его жизни. Хоть исследователи и уверены в том, что Заратустра был существующей исторической личностью, территория его предполагаемого места рождения слишком обширна: некоторые учёные указывают на Восточный Иран, а другие и вовсе говорят, что пророк родом из России (так, упоминается городище Синташта на территории современной Челябинской области).
Время существования основателя религии тоже является предметом споров: согласно книге Арда-Вираз, Заратустра жил за 300 лет до Александра Македонского (ориентировочно между VII и первой половиной VI века до н.э.), но лингвистический анализ “Гат”, гимнов Заратустры, и общее жизнеописание пророка указывает на XII—X вв. до н.э.
Заратустра проповедовал на территориях северо-восточного Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. После получения откровения пророка Заратустру не принимали и изгоняли из многих стран, и за 10 лет ему удалось вовлечь в свою веру только собственного брата Маидьомангху. Тем не менее, после проповеди для легендарного царя Виштаспы тот принял новую веру и стал помогать Заратустре распространять своё учение.
Важными лицами в истории раннего зороастризма являются также визири Виштаспы, братья Джамаспа и Фрашаоштра, которые стали ближайшими помощниками Заратустры.
По преданиям, именно царь Виштаспа поручил записать откровение, полученное Заратустрой от Ахура Мазды. Так, в истории появилась Авеста, священный текст зороастрийцев.
Первая Авеста была записана золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур на ныне несуществующем авестийском языке, который принято считать одним из древнейших иранских письменных языков. Впоследствии Александр Македонский, покоряя Персию, приказал уничтожить все версии Авесты, лишь часть текстов сохранив и переведя на греческий язык.
Однако основным способом передачи знаний в те времена была устная речь, и большинство откровений Заратустры наизусть заучивались священниками и последователями религии. Значительно позже, при основании персидской династии Сасанидов в III веке н.э., по указанию новых правителей зороастрийские священнослужители занялись упорядочиванием оставшихся текстов Авесты.
К IV веку н. э. был составлен фонетический авестийский алфавит для правильной записи и трактовки старых священных текстов, а финальная редакция была выпущена при Сасанидском правителе Хосрове I Аноширване в VI в. н. э. [3]. В современном зороастризме Авестой называют общее собрание текстов. Также выделяют Гаты – непосредственно гимны Заратустры, посвященные Ахура Мазде, где пророк также рассказывает о философском и социальном посыле своего учения.
Несмотря на то, что в Гатах о Заратустре рассказывается, как о гонителе язычников, очень многое в его религии было взято именно из культуры арийских народов, проживающих на территории современного Ирана, а также из самой праиндоиранской религии.
Стоит сказать, что до зороастризма в его нынешнем виде существовало другое верование – маздаизм, названный по имени главного бога этой религии. В отличии от зороастризма в маздаизме Ахура Мазда является одним из множества богов. Пантеон богов маздаийцев имеет большое количество пересечений с праиндоиранскими предшественниками. Так, в данной религии индоиранский бог Митра является одним из богов, равных Ахура Мазде.
Достоверно известно, что в раннем зороастризме также почитались и другие индоиранские боги, такие как Веретрагна и Анахита. Впоследствии, с трансформацией новой религии, прежние божества стали лишь частью единого Создателя или же язатами, то есть ангелами, отображающими определённую добродетель и достойными почитания.
Символика, связанная с созвездиями – ещё один элемент, который Заратустра позаимствовал у праиндоиранских религий. Некоторые зороастрийцы верят, что учение, которое пророк распространял, попало на Землю из других миров, а точнее, со звёзд. Согласно исследованиям, предки иранцев – древние арии – жили на территории современной России, на Урале. Их города по структуре имитировали карту звёздного неба, отсюда и появились ассоциации с Заратустрой как с астрономом или астрологом. В Авесте говорится о том, что Ахура Мазда, создавая мир, первым делом сотворил бескрайнее небо, на котором расположил 12 зодиакальных созвездий.
Важным нововведением Заратустры стало наличие абстрактных идей и образов, наполняющих религию: вместо почитания конкретных явлений природы зороастрийцы поклоняются божествам-воплощениям абстрактных идей. Идеи, которые в последующих религиях сформируются в догматы и заповеди, в зороастризме представляют собой бог и его эманации-амешаспенты:
-
Ахура Мазда
мудрый господин
-
Хшатра Вария
лучшее царство
-
Хоурватат
целость
-
Амертат
бессмертие
-
Воху Мана
добрая мысль
-
Аша Вахишта
лучшая праведность
-
Спэнта Армати
святое смирение
-
Сраоша
послушание
Важный аспект новой религии, проповедуемой Заратустрой, заключался в том, как именно пророк преподносил правду об устройстве мира, его создании и конечной точке. Если во многих древних религиях, в том числе иранских верованиях и индуизме, использовалась концепция перерождения, то в зороастризме у мира было определённое начало, степени развития и логичное окончание. Так, по канонам религии, борьба бога, и по совместительству воплощения всего хорошего, Ахура Мазды и его противоположности, то есть воплощения всего дурного, Ангра Майнью, должна будет закончиться победой добрых сил над злыми и уничтожением всего плохого в этом мире.
Вместе с устройством мира меняется и роль человека в нём: если в старых религиях человек был лишь незначительной песчинкой, частью мироздания, то в зороастризме осознанный человек становится важным союзником Ахура Мазды в борьбе со злом, способным приблизить победу добрых сил собственными действиями, словами и мыслями.
Зороастризм — религия с рациональным подходом
Зороастризм является религией с развитой теологией, то есть представлением об устройстве мира и его судьбе, но со слабой догматической системой. Это объясняется тем, что каждый зороастриец прежде всего должен мыслить рационально и поступать в соответствии со своим взглядом на зороастрийскую историю развития мира.
Важным аспектом интеллектуального подхода последователей данной религии является теория сотворения человека Ахура Маздой. В соответствии с зороастрийскими священными текстами, верховный бог Ахура Мазда сперва создал духовный мир, в котором пребывали предки людей фраваши, после чего создал материальный мир.
Ахура Мазда понимал, что в борьбе со злым духом Ангра Майнью придётся задействовать оба мира, как материальный, так и духовный, а потому он созвал фравашей на собрание, где предложил им два варианта: они могли остаться в духовном мире и быть вечно охраняемыми Ахура Маздой от нападок Ангра Майнью или же они могли сойти в материальный мир, оказавшись под возможным ударом злых сил, но в результате борьбы с ними быть вознаграждёнными вечным раем без смерти и горя.
Духовные предки людей приняли взвешенное решение сойти в материальный мир и подвергнуться мирским страстям, оказавшись под ударом Ангра Майнью, но стремясь к победе добрых сил. Так, в отличии от христианства, где причиной попадания людей на Землю является первородный грех, в зороастризме люди путём собственного нравственного выбора решили прийти в материальный мир [2].
Религия предполагает, что каждый человек по жизни делает важный выбор между добром и злом, и, если он решает встать на путь истинный, то должен прийти к правде и добру путём логических рассуждений и рефлексии по поводу своих собственных поступков. Таким образом, последователь верования воплощает его главный лозунг: благая мысль, благое слово, благое деяние. В священном тексте зороастрийцев, Авесте, данные нравственные ценности записаны как humata-, huxta-, hvaršta- (хумата, хухта, хваршта).
Последователи религии считают, что человек посредством добрых дел способен сдерживать зло и хаос, которые несёт в материальный мир дух разрушения Ангра Майнью, а также помогают приблизить победу сил добра. Свободная воля человека решать, что он хочет делать в этом мире – важная концепция учения Зороастра, поэтому в его религии не особенно приветствуется фанатичное следование вере, а также крайние формы аскетизма и монашества [6].
Важной добродетелью для любого зороастрийца является честность и стремление к справедливости: во многих религиозных текстах говорится о том, что справедливый судья подобен Ахура Мазде, в то время как несправедливый судья в своем бесчестии походит на Ангра Майнью и его злых демонов дэвов. Так как зороастрийцы отличались своей честностью, в Средние века именно с ними предпочитали иметь дело многие торговцы [1].
Олеся Белова
Список источников
- Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. – 2014. – № 5-6. 1,7 п.л.
- Успенская А. Зороастризм за 90 минут/ М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2006. — 93, 36 с.
- Boyce, Mary (1996), A History of Zoroastrianism: Volume I: The Early Period, BRILL, ISBN 90-04-10474-7
- Boyce, Mary (1982), A History of Zoroastrianism: Volume II: Under the Achaemenians, BRILL, ISBN 90-04-06506-7
- Boyce, Mary (1984), Textual Sources for the Study of Zoroastrianism, Manchester UP
- "DARVĪŠ" // Encyclopaedia Iranica
Другие темы курса