• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности приватизации по-китайски

Особенности приватизации по-китайски

В предыдущей статье мы обсудили создание в Китае специальных экономических зон, ставших драйверами экономического роста КНР и точками привлечения иностранных инвестиций в страну. Тем не менее, в условиях продолжающейся либерализации рынка КНР нуждалась в создании крупной прослойки частных компаний. Как же выглядела ситуация в Китае на момент старта реформ?

Экономика страны полностью контролировалась государственными предприятиями, официально принадлежащими “всем жителям КНР”, а по факту на 100% контролируемыми правительствами различных уровней (от национального до районного).

Государственные предприятия также обладали рядом других существенных отличий, потребовавших проведения изменений. Во-первых, данные компании были обязаны концентрироваться не только на экономике. Среди ключевых целей государственных компаний КНР могли быть и поддержание занятости населения, и следование курсу внешней политики. Во-вторых, большое количество ведущих должностей (порядка 40%) в этих организациях занимали будущие или бывшие чиновники.

“Железная миска риса” и мягкие бюджетные ограничения

Ключевыми недостатками системы государственных компаний были такие факторы, как следование концепции “Железная миска риса” и политика мягких бюджетных ограничений.

Суть концепции “Железная миска риса” заключалась в том, что государство стремилось обеспечить человеку определённый уровень жизни и дохода путём предоставления рабочего места на всю жизнь. Помимо пожизненной занятости, эта идея предусматривала также заботу о приемлемых пенсиях, жилье и медицинском обслуживании. Безусловно, в условиях либерализации экономики и появления с первых лет реформ конкуренции в виде волостных и поселковых предприятий, соблюдать идеи “Железной миски риса” стало значительно сложнее.

Политика мягких бюджетных ограничений также ухудшала конкурентоспособность государственных компаний. Данная политика предусматривала гарантии помощи организации со стороны государства в случае возникновения у организации финансовых проблем. Таким образом, хотя данная система и гарантировала жизнеспособность госкомпаний, она также снижала стимулы их руководителей, ведь даже в случае допущения ошибок государство всегда было готово помочь и любой ценой спасти предприятие.

КНР начала реформировать работу государственных компаний в начале 80-х, вскоре после того, как стал очевиден успех реформ сельского хозяйства, которые мы рассмотрели в прошлых статьях. Поэтому первые реформы были проведены по схожей с агросектором модели.

Менеджеры и директора предприятий получили больше автономии при принятии решений. Также, как и в случае с сельским хозяйством, была установлена норма прибыли, которая должна была быть передана государству, в то время как все доходы выше этого уровня, могли быть использованы предприятиями по своему усмотрению. Немалую роль в развитии данной реформы сыграло и внедрение двойной системы цен, при которой установленная государством часть товаров продавалась по плановой цене, а остальные по рыночной.

В начале 90-х годов власти Китая начали подготавливать почву для проведения в КНР приватизации. Так, в 1993 году законодательно была установлена стандартная структура управления государственными компаниями с советом директоров во главе. Благодаря этому, с 1997 по 2002 год в рамках реструктуризации государственных предприятий множество неприбыльных госкомпаний были приватизированы (большинство через процедуру банкротства). В ряде сфер государство также приняло решение об уменьшении доли государства, сохраняя при этом за собой контрольный пакет акций.

В то время как ряд посткоммунистических стран Восточной Европы провели приватизацию в кратчайшие сроки, Китай последовательно подготавливался к реформе и чётко определил сферы, над которыми необходимо было сохранить контроль.

Наконец, приватизация убыточных госпредприятий не означала отход китайского правительства от прямого контроля ключевых секторов экономики, где и после 2002 года сохранилась монополия государственных компаний. В 2003 году для управления сохранившимися после приватизации 189 корпораций был создан Комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC). Под руководством данной структуры продолжилось реформирование госпредприятий с целью увеличения их конкурентоспособности, ряд компаний вышли на внешние рынки, часть подверглась дальнейшему укрупнению. Таким образом, несмотря на проведение КНР приватизации и отказ от 100% контроля над подавляющим большинством госкомпаний, государственные предприятия продолжают играть важную роль в поддержании государством контроля над экономикой страны.

Китайской Народной Республике удалось провести успешное реформирования госкомпаний и их приватизацию. Ключевым фактором успеха в данном случае стало постепенное проведение реформ без крупных потрясений. В то время как ряд посткоммунистических стран Восточной Европы провели приватизацию в кратчайшие сроки, Китай последовательно подготавливался к реформе и чётко определил сферы, над которыми необходимо было сохранить контроль. По данным национального бюро статистики КНР, в 2010-х годах реформированные госкомпании достигли уровня частных фирм с точки зрения рентабельности.

По итогам этой и предыдущих статей можно сделать вывод об основных реформах, проведённых в рамках экономической трансформации КНР. В следующих двух темах мы оценим результаты политики реформ и открытости.

Виктор Трофимов

Дальше

Другие темы курса