• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Символизм: что же это такое?

Символизм выступал полной противоположностью живописного импрессионизма. Символистская эстетика воплощалась в освещении таких тем в творчестве как: “мечта и воображаемый мир, фантастика и ирреальность, магия и эзотеризм, сон и смерть” [Жорж Пийеман 1999].Художники-символисты часто оставляли некий скрытый смысл в своих полотнах. Также как и писатели, относящие себя к этому течению, они стремились показать двойственность мира. Предшественниками этого направления можно было назвать таких великих художников как: Франсиско Гойя, Уильям Блейк и Иоганн Генрих Флюсли [Жорж Пийеман 1999]. В дальнейшем символизм дал некую почву для появления и развития других художественных направлений.

Символизм в Европе

Рассмотрим же подробнее некоторые работы европейских живописцев, которые писали свои картины в этом направлении.

Начнем же с французского художника Гюстава Моро, являющегося одним из самых ярких представителей символизма первой волны. Его полотна отличались от работ его современников сюжетами. Так, художник переосмыслил многие библейские и мифологические сюжеты, добавляя в них свои скрытые смыслы [URL: https://thesketchline.com/authors/gyustav-moro/]. В одной из своей картин - “Эдип и Сфинкс” - он запечатлел классическую историю о загадке Сфинкса и Эдипе немного иначе. В его интерпретации Сфинкс имеет голову прекрасной девушки, что делает его привлекательным. Интересна и техника изображения: здесь видно подражание творцам эпохи Возрождения. Пропорции, здесь были немного искажены.

Другая его картина “Гесиод и Муза” хоть и имеет схожий мифологический сюжет, отличается по технике исполнения. Здесь мы можем видеть преобладание более ярких и чистых оттенков, будто бы взятых сразу из тюбика с краской без смешивания на палитре, обилие мазков и более нежные светотени.

Последняя из его работ, которую мы будем рассматривать, уже не похожа на его предыдущие полотна. В ней нет того подражания полотнам эпохи Возрождения, присутствует необычная композиция, искажение пропорций и обилие различных символов. Так, у подножия трона мы можем заметить фигуры, которые обозначают Смерть и Скорбь, под крыльями орла - бога Пана, а также фигуры Тени и Нищеты  у его ног [URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/859-yupiter-i-semela-gyustav-moro.htm]. В этой работе преобладает огромное количество деталей, которые можно рассматривать досконально.

Следующий художник, которого также можно отнести к символистам - Одилон Редон. Его также принято считать одним из основателей этого направления. В целом его творчество можно разделить на два периода: цветной и черный. Его картина “Глаз-Воздушный шар” относится ко второму периоду. Мрачная цветовая гамма и сам глаз, изображенный на картине, передают страх и дискомфорт. Его искусство, как и эта картина в том числе, “таинственно, пронизано мотивами тревоги” [Жорж Пийеман 1999].

Джордж Фредерик Уоттс - еще один довольно известный художник, писавший символистские работы. Так, техника, в которой выполнено его полотно “Надежда”, похожа на работы Тициана или Джорджоне. Однако, мы не видим здесь обилие ярких красок, наоборот - цвета более приглушенные и холодные [URL: https://thesketchline.com/authors/dzhordzh-frederik-uotts/ ]. Женщина, которую мы видим на полотне, слепа. Ее лира сломана, и она пытается играть на одной оставшейся струне. Смысл этой картины разный для каждого зрителя.

Последний европейский художник которого мы рассмотрим, - Эдвард Мунк. Его картина “Танец жизни” входит в цикл работ “Фриз жизни”. Так, автор изобразил площадку для танцев в Осгорстранне как мрачное и отчужденное место [Ульрих Бишофф 2003: 47]. Некоторые интерпретируют это полотно как фазы жизни: светлая юность - слева,  самый расцвет молодости - страстная женщина в красном, которая танцует со своим мужчиной, а справа - одинокая женская фигура в темном платье, олицетворяющая смерть.

Русские художники-символисты

Символизм активно распространялся не только в Европе, но и в России. Предпосылки его появления в русском искусстве были замечены еще в то время, когда Александр Иванов написал известную картину “Явление Христа народу” (1837-1857). Многие увидели в ней то, что могло символизировать различные трактовки и смыслы. Также, именно творчество Александра Иванова повлияло на то, что христианские мотивы стали основой русской символизма [Гусарова А. 2013: 6-7].

Так, одним из тех русских художников, который писал символистские картины, был Михаил Врубель. Одна из работ, которую мы рассмотрим - “Гадалка” - была написана под впечатлением автора после оперы Жоржа Бизе “Кармен” [URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20459]. Техника живописи чем-то напоминает работы импрессионистов: преобладает обилие мазков, а четкие линие и контрастные тени, наоборот,  практически отсутствуют. Оттенки, которые присутствуют в ее одежде, сочетаются с ковром на заднем фоне. Фигура изображенной женщины кажется расплывчатой, подвижной, создается ощущение, что она сейчас уйдет куда-то. Перед ней лежат карты, создающие атмосферу таинственности. Ее мимика и цветовая палитра полотна передают зрителю ощущение тревоги и заставляют его ожидать чего-то волнительное.

Следующая картина Врубеля, которую мы будем рассматривать, является одной из самых известных работ художника. Здесь мы видим связь со сказочным сюжетом. Женщина, которую он изобразил, привлекает нас своим глубоким взглядом. Именно это создает атмосферу загадочности, заставляя нас задуматься о том, кто же эта незнакомка. Мазки, нежные оттенки струящейся ткани, детальная прорисовка украшений создают ощущение легкости и движения. Эта женщина символизирует два мира: материальный и фантазийный. Она кажется нам вполне реальной, но за счет техники живописи Врубеля, ее фигура кажется чем-то неосязаемым, возвышенным.

Еще один русский живописец - Александр Бенуа - тоже писал работы в направлении символизма. Так, его полотно “Версаль. Прогулка короля”, является одной из картин версальского цикла. Художник любил сочетать монументальность архитектуры Версаля и большое количество парков с миниатюрными человеческими фигурами [Гусарова А. 2013: 10]. На этой картине мы можем заметить некий симбиоз человека и природы. Нежные оттенки лучше передают атмосферу солнечного дня, который, однако, контрастирует с образом короля. Он болен и перемещается в коляске, но от картины не исходит мрачное настроение. Уходящий вдаль горизонт, яркое солнце, выглядывающее из-за облаков, дают зрителю возможность погрузиться в происходящее целиком, задумываясь о взаимосвязи увядающей человеческой жизни и цветущей природы.

Последний художник, которого мы рассмотрим - Виктор Борисов-Мусатов - оказал довольно сильное влияние на дальнейшее становление символизма (“Голубая роза”) и авангарда [Жорж Пийеман 1999]. Его картина “Весна” с точностью отображает свое название: ведь, даже не зная его, мы сможем понять, что хотел показать нам автор. Не только цветущие деревья, одуванчики, обилие зелени, но и легкое платье девушки способны передать это время года. Техника, в которой написано полотно, не похожа ни на реализм, ни на импрессионизм; она - особенная, присущая лишь Борисову-Мусатову. То, что мы видим на картине, заставляет нас задуматься о мимолетных прекрасных мгновениях, о том, куда же направляется эта девушка и что именно она символизирует.

Источники

  1. Гусарова А. Символизм в России // Третьяковская галерея. - 2013. - № 2 (39). - С. 6-10.
  2. Жорж Пийеман. Живопись, графика и скульптура / Жан К Кассу // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. - М.: Республика, 1999.
  3. Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. 1863-1944. Картины о жизни и смерти / М.: Арт-Родник, 2003. С. 47.
  4. URL: https://thesketchline.com/authors/gyustav-moro/
  5. URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/859-yupiter-i-semela-gyustav-moro.html
  6. URL: https://thesketchline.com/authors/dzhordzh-frederik-uotts/
  7. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20459]