• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карикатура: журналистика, визуальный анекдот или провокация?

Одним из самых провокационных типов иллюстраций в СМИ считается карикатура – изображение, содержащее в себе сатирический или юмористический смысл. Термин «карикатура» – производное от итальянского слова «caricare», что означает «нагружать, преувеличивать». Самые ранние работы карикатурного типа были найдены среди трудов Леонардо да Винчи, который в создании художественных образов опирался на внешность реальных людей с визуальными дефектами.

Карикатура: журналистика, визуальный анекдот или провокация?

Источник: meduza.io (входит в реестр СМИ-иноагентов)

Жанр транслирует социально-политические факты в несколько искажённой интерпретации. В научной литературе карикатура нередко характеризуется как иллюстрация, воплощающая авторскую оценку социально-политическим событиям, высказываниям известных личностей и пр. СМИ активно начали внедрять карикатуры в свои материалы в конце XVIII – начале XIX века. Искажённые портреты политиков, мировых и локальных знаменитостей начали публиковаться в газетах. Герои рисунков, как правило, негативно реагировали на подобное внимание к их персонам. Долгое время карикатура приравнивалась к анонимному высмеиванию [1].

А.С. Айнутдинов в работе «Типология и функции карикатуры в прессе» предлагает следующую классификацию карикатур в прессе:

  1. Шаржи и портреты – карикатура на известную реальную личность, искажающая внешние данные.
  2. Социально-бытовая карикатура – изображение, отражающее социальные проблемы: бедность, экология, уровень жизни населения.
  3. Изошутка – иллюстрация незначительных народных проблем с позитивной точки зрения. Примечательно, что этот тип карикатуры опирается на культурный код и служит скорее намеком на комичность ситуации.
  4. Comic Strip – дословно – «полоса комиксов». Подборка взаимосвязанных карикатур с общим сюжетом. Во многом схожа с классическим комиксом, однако отличия существуют: данный тип карикатуры не нуждается в письменном описании происходящего.
  5. Философская карикатура или абстрактный юмор – иллюстрация не нуждается в подкреплении реальными персонажами, изображение несёт более художественные, глубокий смысл.
  6. Политическая карикатура – демонстрирует ярких представителей политики, освещает важные политические процессы [2].

Исследователи выделяют несколько функций карикатур в материалах СМИ:

  • информационная – освещение социально значимых событий;
  • коммуникативная – диалог с аудиторий;
  • рекреативная – психологическая разрядка между прочтением информативно насыщенных материалов;
  • эстетическая – визуальная составляющая может служить неким украшением текстовых блоков;
  • познавательная – зачастую карикатуры, помимо поверхностного смысла, содержат в себе ряд отсылок или скрытых смыслов, которые часть читателей старается разгадать;
  • воспитательная – нередко карикатуры высмеивают отрицательные черты характера [3].

Несмотря на вышеуказанные обоснования, роль карикатуры в материалах СМИ неоднозначна. Материал журналиста не может иметь оценочного окраса – это противоречит постулатам журналистской этики. Объективность – одно их ключевых правил средств массовой информации. Учитывая искажение предоставляемой информации, вычурность образов, авторскую подачу через призму субъективного видения, карикатуру нельзя назвать полноценной единицей качественного журналистского материала. Несмотря на описанные доводы, в научных рядах всё же встречаются сторонники противоположного мнения, которые отрицают возможность объективной подачи даже текстового материала.

Французское СМИ «Charlie Hebdo» («Шарли Эбдо» или «Еженедельник Чарли») известно своими карикатурами и комиксами сатирического характера. Политика издания строится на свободе слова и сатире на остросоциальные темы. Редакция позволяет себе высмеивать высокопоставленных политиков и прочих известных личностей, репрезентировать в формате карикатуры громкие события, в том числе связанные с религиозным миром. В соответствии с принципами редакции, шутить можно абсолютно на любые темы. Очевидно, такая позиция повлекла за собой поток негатива со стороны общественности, а также ряд серьёзных конфликтов.

Материалы «Charlie Hebdo» можно назвать откровенно антирелигиозными. Редакцией высмеивались различные религии – от католицизма до ислама. Именно шутки религиозной тематики спровоцировали самые крупные скандалы и даже кровопролитие. В частности, карикатуры на пророка Мухаммеда привели к крупным митингам. Кроме того, здание редакции сжигали, а на журналистов организовывались нападения со стороны представителей радикальных религиозных взглядов.

Первое серьёзное нападение на редакцию произошло в ноябре 2011 года, когда после ряда провокационных карикатур и угроз, радикалы забросали здание редакции бутылками с зажигательной смесью. Здание полностью сгорело, а спустя сутки вышел номер, в который был переименован в «Charia Hebdo», что означает «Еженедельник шариата». На обложке номера был изображен пророк Мухаммед, говорящий «Сто ударов кнутом тому, кто не умрёт от смеха».

В январе 2015 года на редакцию было совершено вооружённое нападение. Несколько религиозных экстремистов с автоматами и гранатометами ворвались в здание редакции и открыли стрельбу, в результате чего погибло 12 человек, включая главного редактора журнала Стефана Шарбонье. Не менее пяти человек получили ранения. По словам очевидцев, нападавшие выкрикивали исламистские лозунги и угрожали отомстить за пророка Мухаммеда. Сразу после нападения на реакцию цена выпуска поднялась до нескольких тысяч евро. Несмотря на трагедию и угрозы, редакция не прекратила публиковать карикатуры, высмеивающие ислам.

В сентябре 2015 года журнал посредством карикатуры прокомментировал публикацию фотографии турецкой журналистки Нилюфер Демир, на которой было запечатлено тело мёртвого сирийского мальчика. Лодка с сирийскими беженцами, в которой находился мальчик и его семья, перевернулась из-за большой загруженности. Тело утонувшего ребёнка вынесло на берега Турции, где и была сделана фотография, которая попала во всевозможные СМИ. «Charlie Hebdo», в свою очередь, опубликовали карикатуры провокационного содержания. На одной из них возле тела мальчика изображён рекламный баннер известного ресторана быстрого питания под слоганом «Два детских меню по цене одного». Авторы подписали публикацию фразой «Так близко к цели». Вторая карикатура, отсылающая к фотографии мёртвого ребёнка, изображала Иисуса, стоящего на воде и ребёнка, погруженного в воду вверх ногами. Иллюстрация была подписана следующим образом – «Доказательство того, что Европа христианская», возле каждого персонажа письменное объяснение: «Христиане ходят по воде» (стрелка на Иисуса) и  «Мусульманские дети тонут» (стрелка на тонущего ребёнка). После публикации на редакцию обрушился очередной шквал угроз.

Редакция нередко называет свой подход к работе стремлением отстоять свободу слова, однако применять к публикациям «Charlie Hebdo» международные стандарты журналистского материала бесполезно. Публикации носят юмористический характер и скорее сатирические комментарии к событиям, нежели объективное их описание.

Важно отметить, что некоторые карикатуры всё же носят информативный характер, и, в отличие от упомянутых карикатур «Charlie Hebdo», транслируют более позитивный в общепринятом смысле взгляд на социально-политическую повестку и, кроме того, являются развлекательной частью СМИ.

Диёрахон Ахмедова

Источники

  1. Симакова С.И. (2019). Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике. Знак: проблемное поле медиаобразования, 33 (3), 166-174.
  2. Айнутдинов, А.С. (2008). Типология и функции карикатуры в прессе. Вестник Челябинского государственного университета, (21), 20-28.
  3. М.А. Кузьмина, А.А. Ржанов, Особенности карикатуры в современных СМИ (на примере журнала «The New Yorker»), Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017.

Дальше

Другие темы курса