Как жили раньше?
В прошлом существовали кланы или отдельные роды, которые состояли из большого количества семейств. Все они связывались между собой по мужской линии.
Родственные связи строго соблюдались. Браки людей с одинаковыми фамилиями (성 - “сон”) запрещались. Велись особые генеалогические таблицы с описанием происхождения рода: где были рождены - провинция, занимаемая должность, сословие, принадлежность к простым людям и родина предков (본 - “пон”). Эти таблицы появились из-за того, что в период Объединенного Силла (668-936) многие семьи приняли одинаковые китайские фамилии.
Взаимоотношения с родственниками по мужской линии - теснее, учитывалось первородство и старшинство. Они оказывали друг другу взаимопомощь, защищали в случае каких-либо происшествий. Только мужчины поддерживали связь между потомками и предками. Однако по женской линии такого не было. Любое общение с родственниками, дальше четвертой степени, терялось. Степени родственных отношений назывались “чхон”. По мужской линии признавались родственники до восьмой степени и по линии матери - до четвертой. Таким образом, степень отец-мать равняется одному чхону (степени), братья и сестры - два чхона, тети и дяди[1] - три чхона. Группы родственников делились на несколько типов:
- родственники со стороны отца (부당 - “пудан”);
- родственники со стороны матери (모당 - “модан”);
- свойственники - родственники мужа и жены (처당/인족 - “чходан”/”инчжок”);
Есть и более простое слово, которое объединяет в себя сразу три группы - 친척 (“чхинчхок”) - родственники. В свою очередь, есть разделения среди родных братьев и сестер. Например, 형 (“хён”) - старший брат, а 제 (“че”) - младший. Старшая сестра - 자 (“ча”) и младшая 매 (“мэ”)
Следует отметить, что и конфуцианство оставило свой след в формировании семьи в Корее. Сложилось несколько типов отношений:
- правитель - подданные;
- отец - сын;
- муж - жена;
- старший брат - младший брат.
Например, отцу следовало следить за морально-нравственным воспитанием своих детей. Дети должны были придерживаться принципа сыновней почтительности (효 - “хё”) - ухаживать за родителями и заботиться о них, относиться с большим уважением. К тому же, дети почитали культ предков. Считалось, что умершие предки становились божествами, поэтому могли оказывать влияние на своих потомков, если те заботились о них после смерти - устраивали поминальные обряды. Детям нужно было достигнуть успеха во имя своих родственников. Другими словами, это совершение подвигов в пользу страны и высокая должность. Кроме этого, следовало одинаково почитать не только родителей, но и монарха, так как это положительно влияло на положение государства в целом.
Как формировались семьи? Раньше были большие семьи. Выбор жениха или невесты зависел от родителей, они же устраивали помолвку детей. Спустя три дня после свадьбы, молодые уходили в дом родителей мужа. Там они поклонялись табличкам предков. Если жених был из аристократической семьи, то он мог уйти на неопределенное время от своей супруги, чтобы пообщаться и отдохнуть.
[1] Дядя в корейском языке звучит точно также как и степень, к которой они относятся - “самчхон” (삼촌)
Главным в семье был мужчина - муж. Жена полностью ему подчинялась. Женщины вели изолированный образ жизни: не покидали дом без разрешения мужа, могли открыто говорить только со свекровью - с другими родственниками общались сухо, так как иного не разрешалось. Проживали на женской половине дома. Женская половина дома была неприкосновенной. Посторонние не имели права проходить в ту сторону. Однако, если родственникам было необходимо зайти туда - в доме закрывали все окна и двери, чтобы соседи или кто-либо еще не смог увидеть женщин.
Становясь законной женой, женщина получала статус своего мужа, вне зависимости от того из какого класса происходила. Дети наследовали точной такой же статус. Кроме приобретенного положения, законные жены становились главными среди других женщин, находящихся в семье. Женская половина была обязана подчиняться главным женам.
В простых семьях, главная задача женщин - воспитание и кормление детей, заботы о домашнем хозяйстве. Занимались рукоделием - шитьем: делали одежду не только для себя, но и для детей и мужа. Несмотря на это, выполняли тяжелую работу. В богатых семьях было немного по-другому. В доме находились слуги - они выполняли часть домашних дел. Тем не менее, воспитание детей лежало на женах.
Если в семье не было детей, то мужчина мог заключить брак с еще одной женщиной, при этом, сохраняя отношения с предыдущей женой. Матерью для детей от второго брака считалась первая жена. Вместе с тем, в случае смерти мужа, вторая жена могла беспрепятственно выйти замуж еще раз - это не считалось постыдным. В то же время, первая законная жена была обязана оплакивать мужа и носить траур до конца своей жизни. Вступать во второй брак запрещалось. Родственники со стороны мужа, после его смерти, стремились избавиться от вдовы.
Довольно часто такие женщины становились наложницами или же завершали жизнь самоубийством. Детей вдов, вступивших в брак во второй раз не допускали к экзаменам и государственной службе. В конце XIX века, вдовам из высших слоев населения разрешалось выходить замуж во второй раз. Положение обычных женщин отличалось - они вступали в браки после смерти первого мужа. В противном случае, вдов ждал неминуемый голод.
В отличие от женщин, мужчины работали летом в поле, в холодное время года собирали и заготавливали дрова к зиме. В свободное от работы время - ходили в гости к родным и знакомым, весело проводили свои дни. Помимо жен, мужчины могли содержать наложниц. Их выкупали у бедных семей. Если наложница не нравилась, то ее могли прогнать. Людям из сословия разрешалось брать наложниц из вольноотпущенных рабынь. Законные жены обычно не выступали против наложниц, так как знали об отношениях между наложницами и мужем заранее. Однако иногда случалось обратное - женщины, на почве ревности, мстили. Это приводило к раздору, ссорам и разногласиям. В некоторых случаях, все могло завершиться разводом. Но такое случалось среди высших слоев населения.
Согласно конфуцианским устоям, существовали отношения между отцом и сыном, супругами, друзьями. Несмотря на то, что женщины воспитывали детей, вели хозяйственные дела, а мужчины - занимались полевыми работами и в свободное время отдыхали - у каждой семьи были свои обязанности, которые согласовывались с установленными нормами. Конфуцианские правила легли не только в основу государственного устройства, но и общественного порядка. Соответственно, правильная позиция в семье приводила к уважению в семье и обществе. Соблюдение семейных традиций влияло на одобрение окружающих.
Екатерина Семененко
Список источников
- Описание Кореи. Часть 1. – 1900. URL: http://starieknigi.info/Knigi/O/Opisanie_Korei_01_1900.pdf
- Чэ Тунбо. Принцип сыновней почтительности в родильной обрядности и погребальных церемониях и его особенности в Китае // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-synovney-pochtitelnosti-v-rodilnoy-obryadnosti-i-pogrebalnyh-tseremoniyah-i-ego-osobennosti-v-kitae
- Корнеева И.В. Идеи семейного воспитания в литературе Кореи периода Чосон // Вестник ЧелГУ. 2008. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-semeynogo-vospitaniya-v-literature-korei-perioda-choson
- Самсонов Д.А. Корейский этикет: опыт этнографического исследования. – Nauka, 2013. URL: https://koryo-saram.site/wp-content/uploads/2014/03/samsonov0.pdf
Другие темы курса