Ars nova или искусство Северного Возрождения
Введение в курс "Северное Возрождение: не Босхом единым..."
Представьте воскресное утро, за окном шумящий город… Нет-нет, не современный, представьте город XV- XVI века где-то в Нидерландах: с главной площади, которая по совместительству является рыночной, до Вас доносится перебранка торговок, спорящих чья рыба свежее, где-то отдаленно слышен звук колокола, собирающий паству на утреннюю молитву, и крики чаек из порта…Этот активный город уже проснулся, готов к новому дню, казалось бы, обычное утро, такое же как и прошлые, но что-то не так, Вы уже не можете игнорировать давно терзающие Вас мысли о том, что грядут большие перемены. Возможно, они уже начались, Вы слышали о каких-то волнениях среди церковников, восстаниях крестьян и ремесленников, борющихся за свои права, междоусобицах между городами с развившейся за последнее время торговлей и полной казной…. Представили все это?
Какие чувства у Вас возникли: страх, любопытство, недовольство? Смогли бы Вы принять новые вызовы и идеи или захотели бы сохранить свой старый привычный уклад? Эти и многие другие вопросы возникали в сознании современников той переломной эпохи, каждый из них отвечал по-своему и в свойственной для себя манере.
Читатель может справедливо поинтересоваться, какое отношение политические, экономические и социально-бытовые изменения имеют к искусству в целом, и в частности искусству Северного возрождения, которому посвящен настоящий курс. Ответ прост: история искусств – это история идей [1, с. 250, 324]. Перемены в политическом, экономическом и социальном плане свидетельствуют о смене идейной обстановки, которая предопределяет и перемены в искусстве.
Как отмечал Гращенков В.Н., «[д]уховное пробуждение Европы началось с конца XII века. Оно явилось следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах интеллектуальной и художественной деятельности. Расцвет схоластической науки, первый серьезный интерес к классической античности, проявление самосознания личности в сфере религиозной и светской жизни, готический стиль в искусстве— вот характерные черты этого процесса. В силу конкретных социально-экономических, национальных и культурных особенностей процесс этот шел двумя путями — путем развития элементов светского гуманистического мировоззрения и путем развития идей религиозного «обновления». Первый путь определил духовную и художественную жизнь Италии, второй — Северной Европы» [2, с. 16].
Северной Европой традиционно называют страны, лежащие «к северу от Альп, к северу от Италии» [3] – Нидерланды, Германию, Францию, Англию, Польшу и т.д. Соответственно, и термин Северное Возрождение, характеризует процессы культурного обновления в указанных странах.
О том, что из себя содержательно представляет Северное возрождение, давно ведутся многочисленные научные споры. Между тем, до сих пор едино не определены ни хронологические рамки этого явления, ни периодизация, ни идейная основа. Одни искусствоведы оценивают Северное возрождение сквозь призму Итальянского Ренессанса (далее также – Итальянское возрождение, Ренессанс), не находя в Северном своеобразия. Другие полагают, что Северного возрождения и вовсе не было и что этот период является продолжением культуры средневековья («осенью средневековья»., «бабьим летом» средневековья»), характеризующий переход от увядающей готики к искусству нового времени [4, с. 125].
Мы присоединяемся к позиции третьей группы ученых, которые оценивают Северное возрождение как нечто уникальное, сформированное, когда, по мнению М. Дворжака, «во всей европейской идеологии произошел великий переворот, образующий глубочайший разрыв средневековья и Нового времени и указывающий вместе с тем художественному творчеству нового поколения совсем новые пути» [1, с. 243].
Этим великим переворотом стало укрепление светского мировоззрения и идей гуманизма, описывая эту эпоху О. Бенеш указывал, что был установлен «новый идеал человека, основанный на интеллектуальной культуре, идеал духовной свободы и автономии личности»[5, с. 103]. Последнее сближает Северное возрождение с Итальянским, но не дает повода подчинять северное искусство полному влиянию Ренессанса, потому как кроме гуманизма в идейной подоснове Северного возрождения лежат реформационные процессы, определившие обновление религиозной морали, и натурфилософское направление европейской науки.
Сформировавшийся новый стиль мышления породил процесс становления «нового искусства», которое Э. Панофский назвал «ars nova»[6, с. 150]. Этот процесс разнороден и противоречив: с одной стороны, продолжают использоваться элементы средневековой традиции как дань уважения национальному художественному наследию; с другой стороны, явно проступают тенденции ренессансного порядка с его гуманистическим мировоззрением. Так, отказываются от создания алтарных картин в пользу изображения бытовых сцен и пейзажем, в которых тем не менее читается религиозная мораль либо присутствуют готические элементы.
При всем этом, Северное возрождение обладает глубоким своеобразием: как отмечено выше, оно НЕ стремиться воскресить античность, что свойственно Итальянскому Ренессансу, или продолжить готическую культуру средневековья. Возрождение на Севере – это процесс формирования новой европейской культуры (ars nova), основанной на изменении мышления, теперь ориентированном на внутренний мир человека, его пороки, борьбу с ними и, как следствие, самосовершенствование. Однако на этой гуманистической ноте Северное Возрождение не заканчивается, иначе его было бы сложно отделить от Итальянского. Человек эпохи ars nova не углубляется в наследие Рима, Греции, он живет со своим недавним средневековым прошлым и пытает переосмыслить этот опыт и использовать его в новых реалиях, при этом, религиозно обновляясь и становясь ближе к Богу, в которого верит, потому что Бог уже не представляется какой-то абстрактной фигурой, «сидящей где-то на облаке», Бог теперь везде: в воздухе, воде, камне, дереве…
В рамках настоящего курса мы не ставим себе целью провести комплексное исследование всех граней Северного возрождения, а лишь сформировать у читателя общее представление о том, что оно из себя представляет, о его идейной основе, описанной выше, при чем, сделать это на конкретных примерах работ художников, которые в свое время отказались от старых приемов живописи и изобрели новые (все еще находящиеся под тенью религиозной морали, но новые!), в большей степени подчеркивающие индивидуальность человека, его эмоции, страдания, радости, либо наоборот намеренно обезличивающие, чтобы показать общие пороки и глупости рода людского.
При выборе тех самых художников, которые помогут в отражении своеобразия Северного возрождения, мы столкнулись со сложностью установления хронологических рамок и периодизации ars nova, которая порождена не только дискуссионностью понимания содержания Северного возрождения, но и неоднородностью и неравномерностью исторического и идейного обновления на территории «северных» государств. Необходимо понимать, что все этапы Возрождения на Севере – начало, основной этап и окончание – растянуты в неопределенных временных промежутках, которые отдельные искусствоведы [2, с. 43] представляют в следующей условной схеме, обозначая:
- истоки Северного Ренессанса – в течение XV века;
- основной этап Северного возрождения – начиная с 1500 г.;
- окончание возрождения на Севере в зависимости от конкретного государства: в Германии – около 1540 г., в Нидерландах – около 1560 г., во Франции – около 1580 г. и т.д.
Таким образом, чтобы охватить все этапы Северного возрождения, нами выбраны следующие художники, но без предопределения значимости вклада каждого из них в сравнении между собой и с теми мастерами, творчества которых данный курс не коснется:
Ян ван Эйк (ок. 1390 – 1441 гг.)
ознаменовал начало новой эпохи живописи, подарив последующим поколениям художников новые приемы детализировки и работы с фоном и фактурой, тем самым по праву встав у истоков Северного возрождения.
Рогир ван дер Вейден (ок. 1400 – 1464 гг.)
являлся современником Яна ван Эйка, но отличился безупречной передачей человеческих эмоций, в частности, горя и страданий. Средневековые мастера не отягощали себя необходимость изображения переживаний на лицах своих героев, но новая гуманистическая идея требовала иного подхода и его создал Рогир ван дер Вейден.
Альбрех Дюрер (1471 – 1528 гг.)
немецкий мастер-универсал, преуспевший как в живописи, так и в науке, но особенно развивший область создания гравюры, выведя ее с уровня ремесла на уровень искусства.
Питер Брейгель Старший (ок. 1530 – 1569 гг.) и его сыновья (Питер Брейгель Младший (1564 – 1638 гг.) и Ян Брейгель Старший (1568 – 1625 гг.))
удивительная семья, подарившая миру полотна, высмеивающие человеческую глупость (руки Брейгеля Старшего), подражающие стилю отца, тем самым сохраняющие его наследие (руки Брейгеля Младшего), воплощающие райские сюжеты и рождающие новое для Нидерландов направление натюрморта (руки Яна Брейгеля Старшего).
Иероним Босх (ок. 1450 – 1516 гг.)
вишенка на торте, художник жил раньше Питера Брейгеля Старшего, но мы намерено оставили его напоследок, чтобы, во-первых, позволить в глазах читателя раскрыться талантам Брейгеля, который мог так и остаться в тени того, кому подражал в начале творчества; во-вторых, с целью эффектного окончания курса, так сказать под взрывы салютов, потому как иначе творчество Босха во всех его проявлениях высмеивания человеческих пороков описать невозможно.
Завершая введение, мы не можем не затронуть конечный этап эпохи Возрождения, предзнаменованный кризисом гуманистической идеологии, которая перестала в бурно развивающемся XVI веке отвечать потребностям времени. В этот период внутри Возрождения зарождается чуждое ему направление – маньеризм – промежуточное художественное течение, характеризующееся утратой ренессансной гармонии и предвещавшее переход к новому времени. В рамках настоящего курса мы не будем затрагивать творчество маньеристов, так как полагаем, что кризисный период в меньшей степени сможет отразить суть всей эпохи, нежели творчество выбранных нами мастеров.
Справедливости ради стоит отметить, что маньеризм рассматривается не только в вышеуказанном нами смысле, некоторые исследователи полагают, что маньеризм – это отдельная эпоха наравне с Возрождением, другие и вовсе отводят маньеризму все заслуги Ренессанса, как Итальянского, так и Северного[5, с. 155; 7]. Мы сознательно не затрагиваем проблематику маньеризма, учитывая чуждую Возрождению природу, и оставляем ее для самостоятельного изучения.
Екатерина Белашова
Источники
- Дворжак М. История искусства как история духа // [Пер. с нем. А. А. Сидорова и др.]. СПб.: Гуманитар. агентство «Акад. проект», 2001.
- Гращенков В.Н. Книга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения // Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973.
- Василенко Н.В. Северное Возрождение. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 1912.
- Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973.
- Рanofsky Е. Early Netherlandish Painting. Its Origins and Character // Vol. I. Cambridge (Mass.), 1953.
- Хаузер, А Маньеризм: кризис Ренессанса и истоки современного искусства // Мюнхен, 1964.