• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нарушение табу: сотрудничество с правыми популистами как новая норма

Нарушение табу: сотрудничество с правыми популистами как новая норма

В заключительном материале курса по одному из самых крупных трендов на европейской политической арене хотелось бы суммировать опыт изученных правопопулистских партий и спроецировать его на регион в целом: что всё это значит для настоящего и будущего Европы?

В первую очередь, успех правых популистов во многих европейских странах – показатель глобальных трансформаций в немецком, итальянском, британском и других обществах. Политический запрос избирателей изменился, а традиционные партии – нет.

Среднестатистический человек живёт в мире быстрых и подчас кардинальных изменений. Очередной глобальный вызов – мировой кризис, наплыв мигрантов, теракт, экологическая катастрофа – может в момент лишить его привычной и комфортной жизни. В этих условиях нестабильности граждане ищут новые идеи на смену господствовавшим в последние десятилетия неолиберальным ценностям и находят – в риторике правых популистов.

Статьи, посвящённые отдельным партиям с их национальной спецификой, продемонстрировали очевидное общее сходство программных положений: учёные называют популистскую модель национал-социальным протекционизмом.

«Они открыли для себя потребность людей в социальной защите и, скорее всего, будут и дальше следовать таким курсом»

– полагает немецкий политолог Вольфганг Меркель [1].

Опора на сильное государство, проведение независимой политики, создание образа единого общества, простые и однозначные ответы на сложные вопросы – всё это привлекает людей, живущих во всё более усложняющемся мире.

Однако на данном этапе своего развития правопопулистский тренд – это не просто сигнал важных общественных изменений. Это уже вполне мощная политическая сила, рост масштабов которой невольно приводит к легитимизации членов «Альтернативы для Германии», Лиги Севера и других партий в государственных кабинетах и представительных органах власти.

Во многих странах Европы правые популисты участвуют в работе правительства на национальном или региональном уровне, что ещё 15-20 лет назад было невозможно в силу радикальности используемой ими риторики.

Представителей правопопулистких политических объединений можно увидеть даже в наднациональных институтах власти. В 2019 году впервые свою фракцию «Идентичность и демократия» в Европарламенте создали 73 депутата из немецкой АдГ, французского Национального объединения, итальянской Лиги, Австрийской партии свободы, Фламандского интереса (Бельгия), Истинных финнов и других партий [1].

На национальном уровне эта тенденция прослеживается ещё более ярко: в Германии впервые в этом году премьер-министр федеральной земли Тюрингия был избран в ландтаге благодаря голосам фракции АдГ, а в соседней стране представители Австрийской партии свободы не раз занимали министерские кресла и даже были вице-канцлерами.

В Италии сотрудничество с популистами давно не является дискуссионным вопросом: возглавляемая экс-министром внутренних дел Маттео Сальвини «Лига» ранее уже входила в правящую коалицию, а сама партия находится в дружественных отношениях с консервативно-национальной «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и неонацистами из «Братья Италии». Испания, Бельгия, Польша, Финляндия – все эти страны также нанесены на карту распространения правого популизма.

Все перечисленные факты и рассмотренные события дополняют единую картину политического пространства современной Европы, в которой правый популизм, очевидно, сменил своё маргинальное положение на статус полноценного участника национальной и наднациональной системы управления. Рост электората этих партий неизбежно подталкивает других участников в борьбе за власть идти на сближение с популистами или даже заимствовать у них политические стратегии, лозунги или приемы общения с избирателями.

Каковы границы реальных возможностей правых политиков и как долго продлится их подъём – вопрос дискуссионный в научной и общественной среде, однако одно можно заявить с полной уверенностью: правый популизм за последние годы стал неотъемлемой частью европейской политики. Его появление, с одной стороны, показало оторванность традиционных партий от тревог и запросов своего электората, а с другой – стимулировало обновление в политической среде, усложнив и без того непростую межпартийную борьбу за избирателя и место под солнцем.   

Другие темы курса