Южный рэп. Из маргинальной сцены в мировой мейнстрим
С большой долей уверенности можно заявлять, что главным музыкальным жанром первых десятилетий XXI века является рэп. Зародившийся на улицах Нью-Йорка жанр эволюционировал от речитативного чтения развлекательных текстов на вечеринках до протестной формы музыки, поднимающей проблемы афроамериканского сообщества. За два десятилетия молодой жанр проделал долгий путь к своей нынешней популярности и хотя возник он не в южной части США, музыканты из этого региона существенно повлияли на то, как именно жанр выглядит сегодня. Во-многом современная рэп сцена ориентируется именно на исполнителей из юга и их традицию, а не на тех, кого принято считать источниками вдохновения рэп артистов. В последнем тексте данного курса мы постараемся понять как именно южные артисты изменили рэп и предвосхитили своим творчеством золотой век данного жанра.

Югу есть что сказать
На состояние начала 1990-х в только оформившемся жанре доминировали две главные сцены, находящиеся на разных океанских побережьях Соединенных Штатов, противостояние которых притягивало внимание общественности, прессы и слушателей, в то время как другие регионы и их локальные сцены оставались в стороне от той публичности, которой обладали артисты из Нью-Йорка и Лос Анджелеса. Но ситуация начала меняться в начале девяностых, когда в активно развивающейся Атланте начинает формироваться своя самобытная рэп сцена, ориентирующаяся на местную специфику, определяющим моментом для которой стала речь одного из участников группы Outkast на премии журнала Source.
“Но дело в том, что я устал от этих замкнутых людей, у нас есть демо-запись, но никто не хочет ее слушать. Но дело в том, что Югу есть что сказать, это все, что я могу сказать.” [1]
Хотя эти слова сперва были восприняты с иронией, ведь Южная сцена не смотря на отдельных представителей типа outkast считалась провинциальной, югу действительно было что сказать, и во второй половине девяностых артисты региона начали это делать. Если артисты побережий делали ставку на усложнение звука и музыки, то южные стремились к упрощению, что делало их музыку доступной для широкого круга слушателей. Гедонистический образ жизни, основанный на доходах от криминальной деятельности стал воспеваться исполнителями. Локальность сцены стала важным фактором первых успехов, ведь во многом как государственная, так и общественная цензура не позволяла многим рэп артистам побережий поднимать различные темы в своих текстах. К примеру, Калифорнийская группа NWA сталкивалась с давлением ФБР, отменявшей концерты коллектива по причине текстов их песен, в которых группа касалась темы полицейского насилия основанного на дискриминации по расовому признаку. Южане с такими проблемами не сталкивались, ведь в своих текстах они не воспевали тяжелую жизнь черного сообщества, а концентрировались на гедонизме, а подробности криминального образа жизни, подробно описываемые в текстах просто не привлекали внимания силовых структур по причине локальности сцены. Звук южной сцены тоже был проще, по причине отсутствия качественного оборудования для звукозаписи из-за чего южные рэперы стали делать акцент на гулких басовых ударах, придававших музыки танцевальный ритм [2]. К началу XXI века, южная сцена подошла динамично развивающейся и быстро набирающей популярность. В отличие от сцены побережий, югу удалось сделать рэп танцевальным и котируемым за пределами афроамериканского сообщества благодаря универсальным текстам, что хорошо вписалось в эру расцвета клубной культуры на границе тысячелетий. Lil Wayne и уже упоминавшиеся Outkast стали первыми звездами данного поджанра, который из-за довольно откровенных текстов и сырости звука был прозван “Грязным Югом” (Dirty South). Эстетически южные артисты также отличались от своих коллег с побережий. Первый коммерческий успех привел к резкому богатению многих музыкантов, что отразилось на внешнем виде многих артистов. Избыток нелепых и массивных ювелирных изделий, автомобили с сияющими и крутящимися дисками – все это стало тем, что впоследствии воспринималось как стереотипный образ рэпера, но во многом своему появлению обязано именно артистам с юга, популяризировавшим жанр у массового слушателя и как следствие закрепившим данную эстетику за всем жанром рэпа.
Темная сторона южного рэпа
Важно отметить, что южная рэп сцена не была монолитной и была представлена не только музыкой для вечеринок. Параллельно со сценами Атланты и Нового Орлеана в уже знакомом по рок-н-роллу городе Мемфис происходило формирование того, что спустя десятилетие превратится в другой поджанр южного рэпа – трэп.
Мемфис в 1990-е тяжело переживал последствия деиндустриализации и опиоидной эпидемии, прокатившейся по Соидененным Штатам в предыдущее десятилетие. Город на берегу Миссиссиппи стал самой криминогенной городской агломерацией США с самым высоким в стране уровнем убийств. Проблемы, связанные со свободой ношения и использования огнестрельного оружия издавна были проблемой теннесси, которая находила отражение в кантри музыке, зародившейся в этом же штате. Экономический бум последовавший после второй мировой войны сошел на нет и старые проблемы города снова стали актуальными. Но при этом, старая звукозаписывающая индустрия по прежнему существовала в городе, что дало простор для нового поколения исполнителей Мемфиса. Ключевыми особенностями мемфисского рэпа стали ужасающие тексты, подробно описывающие темную сторону криминальной жизни, дополняемые звуковыми особенностями в виде сэмплирования хоррор фильмов, накладывания двойного вокала поверх самой песни, а также рваное сведение треков привели к появлению ни на что не похожего поджанра рэпа, характерного только для Мемфиса, который впоследствии станет культовым для всего современного рэпа, так как вдохновит целое поколение молодых артистов. Амбассадором данного жанра станет группа three 6 mafia, первые альбомы которой приобретут культовый характер спустя время. [3] По понятной причине, музыка, для описания которой лучше всего подойдет прилагательное сатанинский вряд ли могла снискать популярность у широкой аудитории, по причине чего записи группы распространялись с помощью кассет с пиратскими записями, которые в результате ухудшили качество записанного материала и придали песням ставший характерным для жанра в целом сырой звук.
Дорога к мейнстриму
Спустя десятилетия, в начале 2010-х во Флориде и Атланте начнет набирать популярность трэп – поджанр во многом совместивший особенности разного южного рэпа. Нацеленность на гедонизм и использование синтезированных ударных пришло из “Грязного Юга”, в то время как фокус на описании тяжелой жизни, нелегальных способах заработка и звуковые особенности в виде триольных рифм явно отсылают на рэп сцену Мемфиса. [2] Как это обычно происходило с жанрами американского юга, популяризации нового направления поспособствовал технический прогресс. Появление интернета позволило артистам не зависеть от политики звукозаписывающих компаний и распространять свою музыку без особых усилий и ограничений, что привело к популяризации жанра. Быстрота распространения привела к тому, что львиная доля рэпа 2010-х либо делалась непосредственно в Атланте, либо была вдохновлена артистами из этого города, что привело к размытию региональной идентичности музыки, но при этом привело к тому, что южный рэп по сути подмял под себя весь жанр и то, что в настоящий момент называется рэп музыкой. Атланта сегодня – центр Американской рэп индустрии, ставшая своеобразной “черной меккой”, городом в котором создаются поджанры, влияющие на развитие мировой музыки [1].
Роль региона в современной музыке
Подводя итог данного текста и всего курса хочется поставить проблемный вопрос, ответ на который в настоящее время неясен. Интернет кардинально изменил информационное потребление и музыка не стала исключением. Если раньше феномен региональных жанров был актуален по причине низкой связанности разных регионов Соединенных Штатов, то появление интернета ставит на этом крест. Находящиеся в одном медиапространстве люди потребляют примерно одинаковый контент, что способствует исчезновению сильной дифференциации по месту жительства. Вероятно, рэп станет последним жанром, который подвергся значительному влиянию со стороны южных артистов и будущие жанры американской музыки не будут иметь привязки к месту создания. С другой стороны, выделяемые в данном курсе особенности региона существуют и по сей день, а фактор технического прогресса не сильно влиял на самобытность музыки южных штатов в предыдущем столетии. Одно можно сказать с уверенностью, культурный пласт, созданный в Диксиленде является крупным и уникальным для мировой истории феноменом, когда неблагополучный регион с исторически высоким уровнем бедности и неравенства стал плавильным котлом не только для американской, но и мировой музыки, феноменом, при котором результаты культурной жизни обедневших городов южной части США типа Мемфиса, Атланты или Нового Орлеана влияют на то, чем будут вдохновляться музыканты в Лондоне, Париже и даже Москве.
Григорий Жаров
Источники
- Wicker, J. (2019, December 17). Atlanta: the city that defined the 2010s and altered the sound of the world. Dazed. https://www.dazeddigital.com/music/article/47166/1/atlanta-changed-the-sound-of-the-world-migos-zaytoven-gucci-mane
- G, R. E. (2023, May 2). The Influence Southern Rap has on Hip-Hop. Black Music Scholar. https://blackmusicscholar.com/the-influence-southern-rap-has-had-on-hip-hop/
- Robinson, Z. F. (2023, July 21). How Memphis rap charted a passage from Delta blues. NPR. https://www.npr.org/2023/07/21/1188419000/hip-hop-50-memphis
