• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Импрессионизм в России: Коровин и Серов

Импрессионизм развивался не только во Франции. Со временем он проник и в Россию, оказав влияние на стиль многих русских художников.Из схожего с французскими представителями направления выделялось то, что многие русские живописцы стали выходить на пленэр, с целью изображения окружающей природы. Также как и у французов картины напоминали незаконченные этюды из-за крупных и небрежных мазков. Однако, были и отличия: менее динамичные, в отличие от городских, изображения жизни в деревне, и не похожая на фотографию передача действительности.

Поленов: будущий учитель русских импрессионистов

Василий Дмитриевич Поленов был одним из членов Товарищества Передвижников, появившегося в последней трети XIX века. Предпосылкой для основания этого независимого сообщества художников было то, что ученики Императорской академии художеств были против академических норм. Это событие получило название Бунт четырнадцати, и протестующие организовали “Художественную артель”, многие участники которой в дальнейшем вошли в Товарищество Передвижников [URL: https://runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=455927].

После своего путешествия за границу, приобщается к пленэрной живописи и едет вместе с еще одним выпускником Императорской академии художеств Ильей Ефимовичем Репиным в Нормандию. Там Поленов пишет картину “Белая лошадка.Нормандия” [URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/polenov-bio/].

Она примечательна тем, что мы можем увидеть необыкновенную игру солнечного света и обилие мазков, отсылающие нас к творчеству французских импрессионистов. Довольно интересен и сам сюжет картины: он довольно простой, это обычная зарисовка, увиденного автором во время пребывания в небольшом городке Вель-ле-Роз. Он не похож на распространенные в то время в России академические полотна, изображающие события на мифологические и исторические темы.

 

Следующая картина, которую мы рассмотрим, входит в некий цикл довольно известных полотен автора, - это “Московский дворик”. Примечательно, что сам художник был недоволен ей, в то время как другие считали ее опорной точкой в творчестве Поленова. В своем триптихе живописец умело показывал жизнь “дворянских гнезд”, очень похожую на ту, которую мы можем видеть в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева [URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/10-paintings-by-vasilii-polenov/]. Изображенный на полотне пейзаж выглядит очень умиротворенным: мы видим детей, играющих в траве на переднем плане, позади них виднеются низкие шаткие домики, за которыми торжественно возвышаются храмы. Именно их верхушки показывают нам, что это не зарисовка тихой деревенской жизни, а городской пейзаж. Так описала его искусствовед и ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи в Москве Э.В. Пастон: “Показанный на картине строй жизни представляется типичным для всей Москвы, он передает что-то очень существенное в самой душе города, близкой душе художника” [Пастон Э.В 2000].

Второй картиной, входящей в триптих Поленова, является “Бабушкин сад”. Художник также изображает спокойную жизнь дворянского сословия. Мы можем видеть на полотне дом, вероятно, построенный еще в начале XIX века, и молодую девушку, которая сопровождает пожилую даму. Примечательно то, что хоть здание и находится на заднем плане, оно все равно выглядит довольно монументально. Зелень на картине как бы опоясывает всю композицию. Можно сказать, что автор показывает зрителю эстетическую сторону старины и восхищается уже увядающим дворянством [Пастон Э.В. 2019].

Последняя картина, завершающая цикл, - “Заросший пруд”. На ней запечатлен прекрасный пейзаж, пестрящий всеми оттенками зеленого цвета.

Поленов также был известен как учитель и вдохновитель таких художников как К.А. Коровин и В.А. Серов.

Буйство красок или картины Коровина

Творчество Константина Алексеевича Коровина было также навеяно манерой импрессионистов. Так, одна из его картин: “Геммерфест. Северное сияние” является ярким примером этого. На ней запечатлен город, который Коровин с Серовым посетили, будучи в Норвегии [URL:https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/samye-izvestnye-kartiny-khudozhnika-konstantina-korovina/ ]. С помощью использования мазков художник смог передать удивительную игру света.

Следующая картина, которую мы рассмотрим, будет “За чайным столом”. Здесь присутствуют все уже знакомые нам черты импрессионизма: довольно повседневный сюжет, обилие хаотичных мазков, отсутствие резких теней. Также на полотне преобладает многоплановость: темные деревья сзади и светлые фигуры за столом - на переднем плане.

Полотно “Москворецкий мост” показывает вид на солнечную Москву с такой стороны, будто бы зритель стоит на верхушке какого-то высокого здания. Особенностью картины является большое количество светлых тонов, которые отлично передают игру света и подчеркивают динамичность города.

Последняя картина, которую мы рассмотрим, “Париж”, относится к циклу полотен, посвященных столице Франции. Здесь четко заметна фотографичность момента, которая передается при помощи импрессионистской манеры изображения. 

Портреты Серова

Последним русским импрессионистом, работы которого мы рассмотрим, будет Валентин Александрович Серов. Он был одним из самых известных портретистов конца XIX века.

Наиболее значимая в его творчестве картина - это “Девочка с персиками”. Ее популярность настолько высока, что, вероятно, ее знают даже люди, далекие от искусства и совершенно в нем не разбирающиеся. Это полотно завораживает взгляд зрителя. Вот как о портрете отзывался искусствовед И.Э. Грабарь: “мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязательности жизни” [Грабарь И.Э. 1914].

Вторая известная картина Серова - “Девушка, освещенная солнцем”, на которой мы можем увидеть портрет прекрасной юной дамы. Из-за наличия бликов и ярких мазков создается ощущение того, что героиня портрета сливается с природой.

Источники

  1. Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. - Москва: Кнебель, 1914. (URL: https://xn--2-9sb0d.xn--p1ai/valentin-serov-70064887)
  2. Пастон Э.В. Василий Поленов. - Белый город, 2000. (URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/1111264-5-eleonora-paston-vasilij-polenov.html#book)
  3. Пастон Э.В. Василий Поленов. От Золотого к Серебряному веку // Третьяковская галерея. - 2019. - №3. (URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2019-64/vasilii-polenov-ot-zolotogo-k-serebryanomu-veku )
  4. URL: https://runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=455927
  5. URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/polenov-bio/
  6. URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/10-paintings-by-vasilii-polenov/
  7. URL: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/samye-izvestnye-kartiny-khudozhnika-konstantina-korovina/

Дальше