Объективный фоторепортаж или лишь кусочек реальности
Фотография произошла от стремления человека воспроизвести реальность. В мире журналистики фотографии помогают транслировать эмоции, как бы смотря на них со стороны. Зачастую журналист не способен показать эмоции героя своего материала через текст. В таких случаях фотографии служат лучшим проводником эмоций между героем и читателем. Качество СМИ отчасти определяется объективностью контента, который оно транслирует, это касается и фотографии. На сегодняшний день сложно на сто процентов быть уверенным в истинности той или иной информации, транслируемой СМИ. Однако так было не всегда.
Переломным моментом можно назвать диджитал революцию, когда потоки информации начали стекать в интернет. Сеть позволила любому обывателю создавать свой медиаконтент, в том числе информационный и новостной. Начала строиться та самая «глобальная деревня» Маклюэна, и теперь люди могли узнавать о событиях во всем мире не только посредством печатных, телевизионных и радио СМИ. Это привело к тому, что все крупные информационные агентства сократили количество штатных фото и видео репортеров в пользу фриланс-журналистов, в том числе фоторепортеров. Между свободными фотографами сформировалась конкуренция: чтобы СМИ купило материал, он должен быть ярче, информативнее, интереснее прочих, и, кроме того, представлять из себя эксклюзивный продукт. Результатом гонки за первенство среди фотографов-репортажников стал некачественный контент: нередко публиковались фейковые новости с привязкой к шокирующим фотографиям.
Важно отметить ещё одну составляющую диджитал революции: прогресс в сфере инновационных технологий повлек распространение всевозможных фоторедакторов. Это сделало фотографию уязвимой, и, если сегодня существуют способы распознать, был ли фотоматериал подвергнут изменениям, то ранее фактчекинг был практически недоступен. Более того, мышление масс не было настроено так критически, как сегодня.
Безусловно, поддельные фотоработы – это относительно редкое явление. Более того, фотография представляет из себя полноценный слой визуальных искусств и переоценить значимость фотоснимков сложно. Основательница первого фотоагентства в Милане Грация Нери отмечает, что «20 век может похвастаться значительным прецедентом: тем, что он был сфотографирован. Почти каждое историческое событие, научное открытие, личность, бесконечные стихийные бедствия, злодеяния человечества и даже его чувства были сфотографированы» [1]. Американская исследовательница Сьюзен Сонтаг писала, что фотография – это некий сувенир из реальности её автора, для зрителей она может послужить инструментом расширения сознания. Это мнение отсылает к тому, что фотография не объективна. [1]
Профессор факультета коммуникаций Техасского университета Шараф Рехман в работе «A camera never told the truth: An exploration of objectivity in photojournalism» пишет, что объективность в фотожурналистике – это утопическое понятие. Автор считает, что выбор того, какой момент реальности запечатлеть стоит перед субъектом – автором фотографии.
«Писал ли хоть один автор "всю" правду? Ответ, конечно же, таков: нет. Абсурдно ожидать, что кто-то сможет выполнить такую задачу. Это невозможно и не нужно» [1].
Рехман считает, что пользователи медиа должны опираться на здравый смысл, культурные нормы и эвристику при оценке фотографического материала.
Пользователи новостных медиа больше склонны доверять фотографиям, нежели иллюстрациям в формате авторского рисунка. Это предубеждение основано на том, что под фотографией подразумевается часть реальности. Критики утверждают, что фотография – это репрезентация видения её автора, однако существует несколько типов новостной фотографии.
Первый тип, на который стоит обратить внимание – репортажное фото. Этот тип фотографии встречается чаще всего и пользуется большим спросом как среди пользователей медиа, так и среди информационных агентств. Яркие репортажные фото – это чаще всего эксклюзив, а значит, фотограф должен приложить максимум усилий: оказаться в правильное время в правильном месте и быть максимально внимательным к происходящему. Безусловно, большое количество ярких репортажных фото были сделаны случайно, однако существуют кейсы, когда репортажная фотография была фальсифицирована. Искусственно спровоцировать кадр – это намного проще, так как требует наименьших затрат временных и энергетических ресурсов.
Существует множество постановочных репортажных фото, которые обрели баснословный успех среди пользователей медиа. Среди них «Смерть республиканца» – кадр, который Роберта Капа сделал в 1936 году, рассказывал о событиях Гражданской войны в Испании. На изображении мы видим падение бойца-республиканца, пораженного пулей противника. В 2009 году снимок признали постановочным, так как испанский журналист Эрнст Алос доказал, что локация, запечатленная на фото, не относится к территориям военного действия [2].
Ещё одним известным кадром, оказавшимся постановочным, является знаменитый «Знамя Победы над Рейхстагом». Снимок был сделан 2 мая 1945 года, когда Берлин уже был полностью под контролем советских войск. Кроме того, в тот момент город уже был увешан красными знамёнами. Автор фото Евгений Халдей попросил первых встречных ему солдат стать героями снимка. Работа была сделано по запросу Фотохроники ТАСС [3].
Кадр, который по легенде был сделан в один из самых важных эпизодов борьбы против расовой сегрегации в США, также оказался постановочным. Работа «В автобусе», изображающая момент, когда темнокожая женщина отказалась уступить место белому пассажиру, была сделана спустя год после того, как Верховный Суд США признал расовую сегрегацию в транспортных средствах правилом, нарушающим Конституцию. Кроме того, сама героиня фото Роза Паркс перед своей смертью в 2005 году рассказала, что позировала для снимка.[4]
Вышеописанные снимки были сделаны во времена, когда мир ещё не превратился в «глобальную деревню», где информационные технологии замещают реальность. Сегодня фотографам даже не обязательно конструировать кадр в реальности, так как это можно сделать с помощью компьютера. Одной из самых знаменитых фотографий, вызвавшей большой ажиотаж, но при этом сделанной с помощью фотошопа, является снимок убитого главы «Аль-Каиды»* Усамы бен Ладена. Эксперты заявили, что снимок, сделанный 2 мая 2011 года, был поддельным. Несмотря на это, кадр получил огромное распространение: от локального пакистанского телевидения до крупных международных СМИ [5].
Фотошоп применялся и на обложках широко известных СМИ. Большую огласку обрела фотография О. Джея Симпсона, помещенная на выпуск журнала «TIME» в 1994 году. Журнал «Newsweek» поместил на обложку ту же самую фотографию, однако версия второго журнала значительно отличалась от первого. Обложка «TIME» была заметно темнее. Фотография футболиста была привязана к материалу о подозрении О. Джея Симпсона в убийстве жены и её друга. Учитывая это, пользователи сочли цветокоррекцию неуместной и отчасти устрашающей образ подозреваемого. [6]
Разумеется, необходимо брать в расчёт тот факт, что лишь небольшой процент репортажных фото являются поддельными. Кроме того, социально-политическая повестка может содержать в себе не только репортажные фото. Нередко встречаются работы в портретном жанре. Этот тип фото не является провокационным, он менее популярен, и к тому же портреты публичных личностей зачастую находятся в публичном доступе.
После рассмотрения случаев распространения в крупных СМИ постановочных фотографий, целесообразно было бы изложить вывод о том, что фотография – материал СМИ, который нельзя однозначно определить качественным или некачественным, объективным или субъективным. Первый пример – работа «Смерть республиканца» – постановочное фото, которое не транслирует реальность, однако его художественный смысл обрёл облик. Действие, изображенное на фото, очевидно, происходило неоднократно. Стоит ли таким же образом рассуждать о качестве визуального журналистского материала, как это предлагается делать с вербальными материалами? Вопрос остается открытым.
Диёрахон Ахмедова
*Аль-Каида - запрещенная на территории РФ организация.
Источники
- Rehman, S. N. (2018). A camera never told the truth: An exploration of objectivity in photojournalism. A Camera Never Told the Truth: An Exploration of Objectivity in Photojournalism, 21(4), 45–57.
- Правда в кадре. (17 мая 2015). Коммерсантъ.
- Волкова, Б. (2015). Километры пленки и тысячи дней. Жизнь и работа фотографа Евгения Халдея. ТАСС.
- Applebome, P. (2005, December 7). The Man Behind Rosa Parks. The New York Times.
- Hill, A. (2017, May 31). Osama bin Laden's corpse photo is fake. The Guardian.
- TIME Magazine – OJ Simpson. (1994). ALTERED IMAGES.
Другие темы курса