• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Специальные экономические зоны Китая: причины успеха

Шэньчжэнь 1964 vs Шэньчжэнь 2010-ые

Шэньчжэнь 1964 vs Шэньчжэнь 2010-ые
Источник: Pinterest

В предыдущей статье о сельскохозяйственной реформе, прошедшей в КНР в конце 70-ых – начале 80-ых годов, были рассмотрены изменения в аграрном секторе, которые заложили базис для дальнейшего проведения экономических реформ в Китае. Страна нуждалась также в изменении роли в международной торговле и открытии миру после нескольких десятилетий в состоянии закрытой от внешнего мира экономической системы.

Для реализации поставленных задач Китай запустил реализацию программы открытия специальных экономических зон (СЭЗ). Как и все реформы в рамках “Политики реформ и открытости”, открытие СЭЗ происходило постепенно и поэтапно.

На первом этапе в 1980 году были определены 5 локаций, выбранных для создания специальных экономических зон: Сямынь, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь, а также остров Хайнань. Выбор был не случаен, данные территории объединяли сразу несколько параметров:

Находясь вдали от крупнейших центров КНР – Пекина и Шанхая, они подвергались меньшему давлению со стороны центральных властей.

Прибрежные районы провинций Гуандун и Фуцзянь исторически были наиболее интегрированными в международную торговлю территориями Китая.

Данные локации одновременно были расположены в непосредственной близости от экономически развившихся в предыдущие десятилетия Гонконга, Тайваня и Макао, и нацелены на развитие кооперации с ними.

Какие же преимущества предоставляли специальные экономические зоны?

Во-первых, для создания новых компаний. Организации, зарегистрированные в СЭЗ, были освобождены от уплаты корпоративного налога в случае отсутствия прибыли. Более того, в случае появления у компании прибыли, корпоративный налог в следующие 5 лет оставался сниженным. Одновременно с этим компании были освобождены от импортных пошлин для закупки всего необходимого оборудования и платили меньшее количество средств во внебюджетные социальные фонды.

Уникальным было и наличие так называемого “входного НДС”, который возмещался в случае реализации на территории СЭЗ произведённой в ней продукции. Компании на территории этих зон в значительной степени освобождались от ряда косвенных налогов.  Параллельно с привлечением прямых иностранных инвестиций путём освобождения от большинства налогов, специальные экономические зоны были нацелены на производство товаров на экспорт и освобождались от каких-либо пошлин.

Вышеупомянутые факторы, а также естественные преимущества КНР, такие как наличие большого количества дешёвой рабочей силы, привели к значительному экономическому подъёму в СЭЗ. В первые 5 лет существования в специальные экономические зоны было привлечено 20% всех прямых иностранных инвестиций в Китай.

В СЭЗ было создано около половины совместных китайско-иностранных предприятий. Особенную роль в данном случае сыграло сотрудничество с гонконгским бизнесом. В рамках этого сотрудничества расположенная в выигрышном положении зона Шэньчжэнь, представлявшая из себя в конце 70-ых годов небольшой рыбацкий городок с населением около 30 тысяч человек, стала районом с самым высоким экономическим ростом в КНР. Если экономика Китая в период 1980-1984 годов выросла в полтора раза, то ВВП Шэньчжэня увеличился в 6 раз, показав невероятные для мировой экономики показатели роста ВВП – 58% в год.

Несмотря на то, что главной целью СЭЗ было привлечение инвестиций из-за рубежа, их создание способствовало и внутренним инвестициям, связанным с созданием качественной инфраструктуры и налаживанием связей государства с существующими в Китае предприятиями.

Развитие программы

К 1984 году успешный опыт открытия СЭЗ был неоспорим и правительство приняло решение о расширении программы, открыв для инвесторов своеобразные специальные экономические зоны ещё в 14 прибрежных городах КНР. Для отличия от СЭЗ первой волны данные территории получили название “Открытых прибрежных городов”.

С этого момента экономическое открытие Китая лишь ускорялось. Опробованные на специальных экономических зонах модели экономической либерализации, например в рамках налоговой политики, постепенно начали распространяться на остальную территорию КНР.

Создаваемые на других территориях зоны стали иметь ярко выраженную специализацию, например одни зоны были нацелены на приграничное сотрудничество, а другие специализировались на развитии высоких технологий. Таким образом, к середине 90-ых годов на территории Китая сформировалась грандиозная сеть из почти пяти десятков территорий, объединяемых названием “Зоны экономического и технологического развития”.

Итак, какова роль создания специальных экономических зон в рамках политики реформ и открытости?

Во-первых, данная реформа, в отличие от изменений в аграрном секторе, осуществлялась в рамках чётко поставленных задач сверху. Создание СЭЗ привело к появлению в КНР точек роста, привлекающих иностранные инвестиции.

Во-вторых, пользуясь опытом развития Японии, а также Азиатских тигров (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань), Китай с помощью специальных экономических зон в качестве передовых драйверов выстроил экономику, ориентированную на экспорт.

Наконец, СЭЗ, будучи территориями, выбранными для ускоренного развития, стали площадками для проведения различного рода экспериментов и отработки нововведений в области экономической либерализации, многие из которых впоследствии распространились на всю территорию Китая.

Специальные экономические зоны сыграли важнейшую роль в трансформации экономики КНР, но для дальнейших изменений было необходимо появление китайских частных предприятий. Как КНР выглядела приватизация с китайской спецификой? Об этом в следующей статье.

Виктор Трофимов

Дальше

Другие темы курса