Иисус на баррикадах, или Какую роль христианство сыграло в борьбе за независимость Кореи
В наше время уже мало кого удивишь фактом, что Корея является одним из самых христианских государств в Азии. Однако многие ли из нас знают, насколько важную роль эта религия сыграла в антияпонской борьбе в годы колонизации страны Японией? Рассмотрим, как протестантизм и католицизм стали скрепой корейских патриотов, и как они влияли на бытовую жизнь корейцев.
Предлагаю начать с самого интересного, а именно с непосредственного участия христиан в антияпонских движениях. Наиболее показательным моментом в этом плане является Выступление 1 Марта 1919 г., когда лидерами освободительного движения, а по совместительству и христианами, была подписана Декларация Независимости, которая дала старт массовым выступлениям по всей Корее. В подписании декларации участвовало 33 человека, из них 15 последователей религиозной секты Чхондогё и 16 христиан [3, 293].
Чхондогё – религиозная секта, основанная в начале ХХ в. на основе идеологии крестьянского движения тонхак. Постулаты чхондогё главным образом являлись синтезом идей христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.
Ожидаемо, что подобного рода «народные гуляния» были с особой жестокостью подавлены. Многие раненые в ходе столкновений корейцы получали необходимую медицинскую помощь в церквях или больницах, которые так же были основаны последователями учения Христа. Сложно переоценить и роль проповедников в упомянутом событии. К примеру, Фрэнк Шофилд, работавший в больнице Северанса занимался фотосъемкой происходящего, чтобы придать выступления мировой огласке [4, 51].
Миссионер Кёртис Консал лицезрел последствия резни в деревне Чеамни, в которой по подозрениям христиане занимались подстрекательством и сокрытием зачинщиков движения, а позже он передал официальную жалобу на произошедшее японскому комиссару по внешней политике. И это лишь частные примеры, в реальности подобных историй было намного больше.
Другие христиане в лице лидеров тайного Общества Нового Народа (Синминхве) в период с 1906 по 1911 гг. действовали прямо противоположными методами, а именно через строительство школ и умственное развитие корейцев. Деятели общества считали, что образованные корейцы с развитым самосознанием и подкрепленные верой в Христа смогу рано или поздно сбросить оковы колониальной зависимости с Кореи и поведут ее в светлое будущее. В общем то в долгосрочной перспективе такая стратегия имела шансы сработать, но общество было распущено в связи с «Делом 105 человек», которое по сей день многими корееведами считается сфальсифицированным [1, 258].
«Дело 105 человек» - В 1911 г. был произведен арест 600 христиан из-за подозрений в причастности к покушению на генерал-губернатора Тэраути Масатакэ (1852-1919). Однако обвинения предъявили всего 105 подозреваемым. Впоследствии приговор был вынесен лишь 6 корейцам, но дело послужило предлогом для пресечения деятельности Общества Нового Народа.
В общем и целом, христианская церковь в реалиях оккупированной Кореи выглядела как своего рода панацея от всех болезней. Именно в ней корейцы могли свободно говорить на родном языке, издавать издания, в прицерковных школах получать современное Западное образование. Через обращение в христианство многие корейцы имели возможность выехать заграницу, а не только в метрополию в виде Японии. Более того многие преследуемые японскими жандармами корейские борцы за независимость укрывались в стенах церквей, где имели больше шансов не попасть в руки японцев, поскольку миссионеры и созданные ими церкви так или иначе находились под покровительством Западных стран.
В корейском обществе тогда и сейчас существуют разные взгляды относительно роли и влияния христианства на освободительное движение. Можно услышать как упреки о чрезмерной зависимости корейской церкви от западных миссионеров и интересов третьих стран [4, 290-291], так и идею, что христианство являлось своего рода инструментом национализма, посредствам которого в стране развивались понятия справедливости, свободы и равенства в обществе [5, 43].
Тем не менее, все-таки стоит заметить, что не все христиане выступали на стороне освободительного движения. Например, во время Первомартовского движения 1919 г. было немало миссионеров, которые не просто не согласились пойти на митинги вместе с корейцами, но и отговаривали своих студентов, коллег от участия в народных выступлениях. Причиной тому был страх попасть под репрессии со стороны колониальной администрации, а у миссионеров был реальный повод беспокоиться. Еще в 1912 г. некоторые из них писали, что колониальная администрация всячески мешает им и японцы будут только рады, если миссионеры покинут Корею[2, 178].
Против антияпонских устремлений выступали и многие японские христиане. В унисон с японской прессой они выступали на стороне японской колониальной администрации, попутно обвиняя корейцев в безбожии и препятствии эффективному управлению Кореей. Однако подобного рода противодействия сторонников Японии не могут в полной мере перекрыть реальный вклад корейских христиан и западных миссионеров в общенародное движение за независимость.
Семен Краенский
Список источников
- Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
- Chung H. The case of Korea. A collection of evidence on the Japanese domination of Korea, and on the development of the Korean independence movement// New York: Fleming H. Revell company. 1921.
- Matsutani, Motokazu. 2012. Church over Nation: Christian Missionaries and Korean Christians in Colonial Korea. Doctoral dissertation, Harvard University.
- Donald L. Clark. "Surely God Will Work Out Their Salvation:" Protestant Missionaries in the March First Movement// Korean Studies. 1989. Vol. 13. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/23717808
- 김태형.삼일운동에 끼친 기독교의영향력: 신학, 심리학, 그리고 목회상담적 관점[Ким Тхэ Хён. Влияние христианства на движение Первого марта: Теология, психология и пастырские наставления]// 장신논단제 51(1)호. - 장로회신학대학교 기독교사상과 문화연구원, 2019.
Другие темы курса