• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Горький придумал «Литературную учебу»

Как Горький придумал «Литературную учебу»

В предыдущей статье вы узнали о том, что основная проблема пособий по писательскому мастерству заключалась в сложном для рабочего языке и во «вредных» советах (с точки зрения идеологии). Поэтому по-прежнему оставался спрос на качественный учебник писательского мастерства.

Как возникла идея?

В 1927 году Максим Горький задумывается о создании журнала для писателей-самоучек и пишет об этом в письме О.В. Анзимировой: «Мне кажется, что теперь как раз время для такого издания. Суть его в краткой схеме такова: селькоры, рабкоры и вообще «начинающие» нуждаются в знании литературной грамоты, литературной «техники», – это и надобно дать им» [1: 18].

Примерно в это же время подобная мысль посетила и представителей ЛАПП (Ленинградской ассоциации пролетарских писателей), куда входили А. Камегулов, Ю. Либединский, М. Чумандрин, В. Саянов. В. Саянов писал: «…в 1929 году <…> непрерывным потоком шли рукописи со всех концов Советской страны в редакции ленинградских газет и журналов. Начинающие писатели требовали поучения и творческой помощи» [2: 156–157]. Спрос, действительно, был масштабный.  Издательства идею лапповцев не поддержали, зато поддержал Максим Горький. 28 июня 1929 года они встретились с ним в Ленинграде и изложили план создания журнала.

Мне кажется, что теперь как раз время для такого издания. Суть его в краткой схеме такова: селькоры, рабкоры и вообще «начинающие» нуждаются в знании литературной грамоты, литературной «техники», – это и надобно дать им.

Каким создатели видели журнал в 1929 году?

В 1929 году в газете «Известия» вышла статья «Рабочий класс должен воспитать своих мастеров литературы», где Горький достаточно емко изложил концепцию и структуру журнала. Он объяснял необходимость создания журнала тем, что большое количество молодых писателей не знало «приемов словесного творчества» и страдало от частых отказов издательств. По словам Горького, учить их было некому – рабочий класс нуждался в своих мастерах.

Структуру журнала Горький представлял так: «В нем будут печататься на одном столбце страницы журнала заведомо плохие рассказы, а на другом столбце – подробный, фраза за фразой, критический разбор текста рассказа; разбор этот должен показать автору, почему его рассказ плох. Точно так же подробно будет разобран и хороший рассказ, чтоб автор видел, почему и чем хороша его работа» [3]. Этот замысел позже воплотился в разделе «Письма из редакции».

Вместе с тем в журнале планировали печатать статьи по языкознанию, теории романа, драмы, вопросам поэтики, фольклора, написанные доступным пролетарию языком.

Какую цель ставил Горький перед журналом?

Далее история журнала начинает стремительно развиваться. Ему дают название «Литературная учеба». Руководителем и главным редактором назначается Максим Горький, замредактором – Анатолий Камегулов. В редколлегию входят В. Саянов, М. Чумандрин, Н. Тихонов и Ю. Либединский. Уже в ноябре 1929 года Камегулов сообщает Горькому, что договор о выпуске журнала заключен с Ленинградским отделением Государственного издательства.

15 января 1930 года газета «Правда» объявляет об открытии подписки на новый журнал «в помощь творческой работе начинающего рабочего и крестьянского писателя, рабкора, селькора, начинающего критика и рабочего-рецензента» – «Литературная учеба» [4: 6]. Там же перечисляются главные разделы журнала:

  1. диалектический материализм и вопросы художественного метода;
  2. работа начинающего писателя над художественным словом;
  3. литературная практика;
  4. вопросы критики;
  5. обзоры современной русской и иностранной литературы;
  6. дискуссионные вопросы художественного творчества;
  7. письма из редакции начинающим писателям (под руководством Максима Горького);
  8. в помощь низовым литературным кружкам;
  9. консультационно-справочный отдел.

Первый номер «Литературной учебы» вышел в апреле 1930 года и открывался он статьей Горького, которая четко обрисовывала сложившуюся ситуацию и обозначила главную цель журнала – «учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом» [5: 5].

При этом вопрос о существовании таланта или дара журнал оставляет в стороне. С первых же страниц заявлялось, что писательство – это труд, литературная работа, и никак иначе.

Конечно, не обошлось без политики и идеологии. В первой же статье Горький обратил внимание на то, что «литератор – глаза, уши и голос класса» [5: 5]: он должен ощущать себя частью большого коллектива и служить интересам своей среды и эпохи, хочет он этого или нет.

Там же Горький описал читателям ужасы капиталистической системы и прелести социалистической, которая построит государство для всех и создаст «нового» человека, человека будущего, «Человека Человечества».

Таким образом, горьковский проект «Литературная учеба» – это попытка качественного дистанционного обучения нового поколения писателей, описывающих реалии Советского Союза и закрепляющих в литературе новую эпоху.

Анета Болотникова

Список источников

  1. Жернов, 1927. № 4–5.
  2. Саянов В. Статьи и воспоминания. Л.: Советский писатель, 1958. 228 с.
  3. Известия, 1929. 25 июля.
  4. Правда, 1930. №6.
  5. Горький М. Цели нашего журнала // Литературная учеба, 1930. №1. С. 3–12.

Дальше

Другие темы курса