• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Томас Винтерберг: жанры, вскрывающие общество

Томас Винтерберг – вторая самая известная фигура современного датского кинематографа, наравне с Ларсом фон Триером, его другом и коллегой.

Томас Винтерберг: жанры, вскрывающие общество

Источник: https://www.theguardian.com/film/2015/apr/28/far-from-the-madding-crowd-thomas-vinterberg-interview

Их карьеры начались в одной точке – киноманифесте «Догма 95» (см. предыдущую статью курса), но продолжились в кардинально разных направлениях, отражающих разнообразие скандинавского культурного кода.

В 1995 году Ларс фон Триер связался с Томасом Винтербергом, которого считал самым многообещающим режиссером своего времени. На тот момент 26-летний Винтерберг успел снять дипломный проект «Последний раунд» («Last Round», 1993) и короткометражный фильм «Мальчик, который ходил задом наперед» («The Boy Who Walked Backwards», 1994). Обе дебютные работы были замечены на локальных кинофестивалях в Мюнхене, Торонто, Тель-Авиве. Триер пригласил Винтерберга стать участником «Догмы 95» и даже соавтором манифеста [Chaudhuri 2005]. Им потребовалось всего 45 минут, чтобы написать десять правил «Обета целомудрия». «Я помню, что писать правила было действительно весело, – вспоминал Винтерберг в документальном фильме Йеспера Йаргила «The Purified» 2002 года, – Психологическая задумка состояла в том, чтобы спросить: «Что мы всегда используем?», а затем запретить это».

Винтерберг снял всего один фильм, следуя правилам «Догмы 95» — «Торжество» («Festen», 1998). Это была первая картина, представившая практическую реализацию амбициозной программы манифеста перед публикой Каннского кинофестиваля. Тогда никто не мог поверить, что возможно снять серьезную психологическую драму на цифровую камеру. Но «Торжество» Винтерберга сделало это и получило специальный приз жюри.

Повествование «Торжества» воплощает правило манифеста «выдавливать правду из персонажей и обстоятельств». В центре сюжета – внутренние конфликты и травмы на первый взгляд благополучной датской семьи, а также лжи, которая намеренно скрывается в прошлом. Зрители наблюдают за постепенным раскрытием правды и психологическим развитием героев. История о юбилее Хельге (Хеннинг Моритцен), который собирает всех членов семьи в одном месте, становится аллегорией на буржуазное общество, которое слепо следует старым авторитарным правилам. Как только его сын Кристиан (Ульрих Томсен) нарушает правила, раскрывая сексуальное насилие своего отца, он подрывает систему и вскрывает реальность, которая, как выясняется, была намеренно утаена общепринятым соглашением.

Правила «Догмы 95» подразумевают повествование «здесь и сейчас», что ограничивает контроль режиссера над временем и пространством истории. В традиционном фильме сексуальное насилие, вероятно, было бы показано как ретроспективная сцена, чтобы доказать зрителю правдоподобность обвинений главного героя. В «Торжестве», напротив, повествование идёт линейно, так что добиться однозначного понимания ситуации буквально невозможно. Таким образом, конфликт между правдой и вымыслом, основополагающий для фильмов «Догмы» остается неразрешенным даже после окончания фильма.

Торжество жанрового кино после Догмы

В своих интервью Винтерберг неоднократно комментировал, ради чего создавалось движение и почему потеряло смысл.

Догма” считалась модной штукой, что ее и убило — совершенно закономерным образом. Любой радикализм со временем становится частью системы, растворяется в ней — таковы законы эволюции. “Догма” многим кинематографистам помогла изменить оптику: стало понятно, что можно сбросить груз традиционного производства — все эти костюмы, осветительные приборы, тонны грима… Благодаря “Догме” кинематографисты во всем мире поняли, что кино можно делать по-другому. [Самойлова, 2023].

Чтобы отстроиться от ассоциаций с «Догмой 95», которая провозглашала отказ от жанрового кино, карьера Винтерберга строится на работе с жанрами. После успеха «Торжества» на фестивалях и впечатляющих кассовых сборов Винтерберг оказался объектом пристального внимания по всему миру. Получив предложение из Голливуда, он снял следующую полнометражную картину «Все о любви» («It's All About Love», 2002) – антиутопический романтический фильм на английском с Хоакином Фениксом, Клэр Дэйнс и Шоном Пенном в главных ролях. Он получил смешанные отзывы, как и его следующая «Дорогая Венди» («Dear Wendy», 2005), снятая по сценарию Ларса фон Триера, на котором и закончилось их сотрудничество спустя 10 лет после «Догмы 95». Помимо романтической фантастики «Все о любви», в его карьере можно также найти комедию «Возвращение домой» («En mand kommer hjem», 2007), историческую драму «Курск» («Kursk», 2018). Эти и другие фильмы намеренно противоречат правилам «Догмы» представлять на экране повествование «здесь и сейчас». 

Фильмом, который снова привлек внимание к фигуре Винтерберга, был «Субмарино» 2010 года по роману Йонаса Т. Бенгтссона: психологическое исследование о двух братьях, страдающих от зависимости. Фильм был отобран для участия в конкурсе Берлинского кинофестиваля и принес ему лучшие отзывы со времен первого успеха: «С «Субмарино» я почувствовал, что как бы вернулся. Если рассматривать «Торжество» как взрыв, то пыль должна была немного осесть, и я почувствовал, что могу продолжать то, что делал раньше, зная немного больше о том, как все работает» [Sticking with Reality 2012].

«Охота»: датский блокбастер

В 2012 году Винтерберг триумфально вернулся на Каннский кинофестиваль с психологической драмой «Охота». Спустя 17 лет эпатажная и вызывающая ручная камера «Торжества» сменилась незаметным повествовательным монтажом. Однако несмотря на стилистический разрыв, «Охоту» можно считать возвращением Винтерберга к истокам. Как и «Торжество», она основана на реальной истории. Среди писем, который получил Винтерберг после успеха «Торжества», была папка с заметками из практики одного датского психолога. Восемь лет спустя режиссёр наткнулся на эту папку.

Я прочел всё, что в ней было, и почувствовал, что должен снять эту картину», — вспоминает Винтерберг [Винтерберг, 2012].

«Охоту» часто называют социальным комментарием на тему «культуры отмены». В датском контексте эта проблема раскрывается под новым углом: в подчёркнуто благополучном обществе потеря социального одобрения приводит к дисфункции всех сфер жизни и обозначает кризис национальной идентичности. Так Томас Винтерберг говорил в одном из своих интервью:

Задача состояла в том, чтобы взять за основу типаж [современного скандинава] и развить его, превратить в героя, который должен как-то справляться с безразличной, жестокой реальностью, не отступая при этом от основных идеалов, заложенных в его скандинавской натуре. Он должен сохранять достоинство и не прибегать к жестокости. [Винтерберг, 2012].

Винтерберг признавался, что финальная сцена «Охоты» — не единственно возможная. Он не был уверен, чем должна закончиться история Лукаса, поэтому были отсняты несколько вариантов. Бурное обсуждение со съёмочной командой утвердило сцену, которая и вошла в окончательную версию. Что было в остальных – повод для догадок.

При бюджете в 3 млн долларов картина собрала в мировом прокате больше 16 млн. Фильм получил несколько наград на Каннском кинофестивале, номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм и даже театральную адаптацию на сцене Лондона. Это беспрецедентный случай для датского кино, которое обычно не выходит за пределы локального рынка. Как объяснить успех фильма? Пожалуй, причины популярности – в актуальном исследовании характеров, тонкой игре Мадса Миккельсена или новаторском подходе к саспенсу. Успех «Охоты» повторил следующий фильм Винтерберга «Еще по одной» («Another Round», 2020), выигравший «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Совсем недавно состоялась премьера нового мини-сериала Томаса Винтерберга «Семьи, как наши». Это антиутопия, рассказывающая о будущем Дании во время экологической катастрофы. На этом фоне Винтерберг снова ставит семейную драму, осмысляющую новую реальность. В этом авторский почерк Томаса Винтерберга – рассказывать о глобальных проблемах через локальные проявления, например, в семейных отношениях. Так, если карьера Ларса фон Триера после «Догмы 95» ушла в еще большие провокации, то Винтерберг стал снимать зрительское жанровое кино, чтобы донести изначальные идеи демократизации кинематографа и общества до более широкой аудитории.

Вера Потапова

Список источников

  1. Chaudhuri S. Dogma Brothers: Lars von Trier and Thomas Vinterberg // New Punk Cinema / N. Rombes (ed.). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2005.
  2. Sticking with Reality // Danish Film Institute. 2012. URL: https://www.dfi.dk/en/english/sticking-reality.
  3. Винтерберг Т. Томас Винтерберг: «Я вернулся к самому себе» // Искусство кино. 2012. №6. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2012/06/tomas-vinterberg-ya-vernulsya-k-samomu-sebe.
  4. Самойлова А. Из коммуны в Канны. 6 фактов о творчестве Томаса Винтерберга // Time Out. 2023. URL: https://www.timeout.ru/feature/6-faktov-o-tvorchestve-tomasa-vinterberga.

Дальше

Другие темы курса