• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отношения и брак с точки зрения трансакций

Отношения и брак с точки зрения трансакций

К практике трансактного анализа прибегают, когда проблемы клиентов возникают в среде взаимоотношений в социуме. Сюда же относятся проблемы в более мелких общественных ячейках – в семьях. Как и в других видах групп, причины семейных проблем таятся всё в тех же играх и сценариях. Пока супруги постоянно их проигрывают, двигаясь в отношениях по замкнутому кругу, брак существует. Однако, как только с одной или обеих сторон происходит так называемый “прорыв сценария”, возникают ссоры и разлад, приводящие к разводу.

Эрик Берн на основе своего опыта в качестве практикующего терапевта выделил четыре класса ситуаций, с которыми пары обращаются к специалисту:

Первый тип проблем развивается, когда определенные игры наскучивают обоим супругам, либо один из супругов решает прекратить проигрывать накатанный сценарий. В таком случае обе стороны желают перемен и хотят сохранить брак.

Второй тип содержит в себе нотку самообмана. Под натиском психологических или бытовых факторов один из супругов может отстраниться и уйти во внебрачную связь, оправдывая это тем, что “так больше продолжаться не может”. Эта фраза скрывает в себе тот факт, что мужу или жене наскучил предыдущий сценарий, однако необходим новый, интригующий вид игры, который, скорее всего, однажды так же развалится.

Пары, которые, будучи в разводе, хотели бы возобновить отношения и брак, находятся в наиболее выгодном положении с точки зрения трансактного анализа. В данном положении люди уже знакомы с возможными сценариями, однако ещё не обременены ими и способны предотвратить их появление и развитие.

В четвёртом (и самом коварном) случае один из супругов, уже точно определившись с разводом, вступает в “психотерапевтическую” игру и создаёт впечатление сильной заинтересованности в спасении брака. Таким образом он освобождает себя от ответственности и негативного клейма “бросил жену/мужа”, а затем всё же настаивает на разводе.

Большинство семейных проблем развивается на основе такого типа трансакций, когда стимул одного из супругов направлен к Взрослому другого, однако реакция исходит от Ребёнка. Тем не менее, нельзя сказать, что в данной ситуации виноват только один из супругов, так как, скорее всего, первичный стимул отправляет Родитель мужа или жены и подсознательно ожидает удобной для себя реакции Ребёнка.

Представим себе семью И., супругов мистера И. и миссис И., которые обратились за помощью к специалисту с жалобами на взаимонепонимание, частые ссоры и споры по мелочам. Инициатором начала терапии выступил мистер И.

В ходе групповой терапии супруги вместе присутствовали на встречах. Когда один из членов группы обращался к мистеру И. или задавал ему вопрос, он с удовольствием отвечал и включался в разговор. Когда же обращались к миссис И., мистер И. перехватывал канал коммуникации и отвечал за свою супругу. При этом миссис И. открыто критиковала поведение мужа и с обидой заявляла, что он слишком опекает её и не позволяет выражать своё мнение.

Сами же участники группы отметили момент, когда миссис И. всё же получала возможность ответить на заданный вопрос или влиться в беседу, она либо отмалчивалась, говорила, что не понимает вопрос и оглядывалась на мужа, либо снова начинала критическую атаку на супруга, обвиняя его уже в том, что он недостаточно заботится о ней.

В этой истории можно чётко увидеть границы эго-состояний каждого из супругов: у мистера И. доминирует Родитель, у миссис И. - Ребёнок. Интересно, что на индивидуальных встречах с терапевтом, оба супруга признались, что после особо сильных ссор на некоторое время они менялись ролями, мистер И. становился Ребёнком, а миссис И. - Родителем.

Задача не из простых, но в данной ситуации нет необходимости долго заниматься структурным анализом, так как эго-состояния ярко проявляются у обоих пациентов. В ходе групповой работы главной целью стала стабилизация эго-состояний Взрослого у мужа и жены и их укрепление, а также удержание Ребёнка, научение их “выходить в свет” порционно и только в необходимых ситуациях.

Александра Фидельская

Список источников и литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992.
  2. За пределами игр и сценариев / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Мн.: Попурри, 2008.
  3. Психология секса. Как достичь гармонии в любви / пер. с англ. А. А. Грузберга. — Екатеринбург: Литур, 2002.

Другие темы курса