• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство тансэкхва, или монохромная корейская живопись

Тансэкхва (Dansaekhwa, 단색화) – в переводе с корейского «живопись одного цвета», движение в современном корейском искусстве, зародившееся в 1970-х годах. В послевоенный период жизнь в Южной Корее стала более стабильной, соответственно и жизнь художников улучшилась. У них появилась возможность принимать участие в выставках не только у себя на родине, но и за границей. Мастера стали задумываться о национальной самобытности, ведь до этого в корейском искусстве было явно заметно влияние Запада. Поэтому тансэкхва также называют попыткой художников выразить национальную идентичность в своём творчестве.

Пак Собо

Пак Собо
amuraworld.com

Чем же характерно искусство тансэкхва? Прежде всего это монохромная, плоская живопись. Она абстрактна и не изображает что-то конкретное. Художники обычно используют один цвет, но если приглядеться к работам, то можно заметить множество деталей – определенную технику. Техника у каждого мастера своя. Также некоторые художники вместо или в дополнение к холсту используют корейскую традиционную бумагу – ханчжи (한지).

Представители тансэкхва обращаются к традиционной восточной философии, и их главной задачей является ««разговор» художника с материалом и создание «молчаливой» картины» [1, C.26]. Сама работа отличается длительным творческим процессом и повторяемостью движений. Такой процесс «напоминает продолжительную и весьма мучительную медитацию буддийского монаха в попытке достичь нирваны» [1].

Некоторые представители этого направления:

  • Пак Собо (Park Seo-Bo, 박서보)
  • Ли Уфан (Lee Ufan, 이우환)
  • Юн Хёнгын (Yoon Hyung-Geun, 윤형근)
  • Ким Ванки (Kim Whanki, 김환기)
  • Чон Чхансоп (Chung Chang Sup, 정창섭)
  • Чон Санхва (Chung Sang Hwa, 정상화)
  • Ким Кирин (Kim Guiline, 김기린)

Пак Собо (Park Seo-Bo, 박서보)

Пак Собо (1931 – наст. вр.), корейский современный художник первого поколения, известен своей серией картин под названием Écriture. Он был поражен традиционной бумагой ханчжи из-за её долговечности, поэтому в своих первых работах серии он использовал её, простой карандаш и зигзагообразный стиль, которого можно достичь благодаря свободным движениям руки.

Затем в своих последующих работах он оставлял бороздочки, используя для этого различные палочки, линейки и другие инструменты.

В процессе работы над своими произведениями, художник считал, что необходимо опустошить себя, очистить свой ум для того, чтобы медитировать и контролировать своё сознание. Поразительно, насколько сильно Пак Собо любит своё дело:

«Я чувствую себя неуютно, когда не рисую. Я как будто подтверждаю свою жизненную силу через живопись. Хотя рисование может быть мучительным, когда я чувствую себя умственно заблокированным, я никогда не бываю так счастлив, как когда рисую» [2].

По его мнению, в мире должно существовать некое пустое место, куда люди бы могли прийти и отдохнуть. И свои работы он воспринимает, как такое место отдыха. Художник сравнивает искусство с промокательной бумагой, которая может поглощать все тревоги и страдания зрителей.

«Будущее искусства должно лечить умы людей, как это делает природа» [2].

Ли Уфан (Lee Ufan, 이우환)

Другой художник-представитель тансэкхва, Ли Уфан (1936 – наст. вр.), родился в Южной Корее, но в 1956 году переехал в Токио с целью получить высшее образование. Поэтому довольно часто в текстах можно увидеть, что его называют японским художником, а не корейским. Тем не менее, Ли Уфан сыграл важную роль в распространении и представлении движения тансэкхва международной аудитории.

Если в своих ранних работах, «From Point» и «From Line», живописец наносил маленькие мазки краски, то его серия «Dialogue», начатая в 2006 году, уже отличается большими мазками. Сам художник отмечает, что цвет, который всегда привлекает внимание зрителей, в его работах не несёт никакого смыслового значения.

Ли Уфан описывает процесс работы над картинами, как диалог между собой и материалом. Он не начинает творить с идеи или образа, который хочет выразить. Скорее художник выступает в качестве проводника для своих материалов, он находится с ними на одном, равном уровне [3]. Если посмотреть на одноименные работы из его серии «Dialogue», то на холсте мы увидим достаточно большое нетронутое кистью пространство. Вот как сам мастер комментирует это:

«Нетронутое пространство на холсте. Если я сделаю один мазок, в этом пространстве внезапно возникнет резонанс, мне нужно найти правильное место для этого резонанса. Очень важно, где именно наносить мазок на холст. Я надеюсь, что зрители смогут прочувствовать момент и пропустить себя через работу» [3].

Ли Уфан не считает себя особенным человеком. Он не заинтересован в том, как отзываются о нём критики или во сколько оцениваются его произведения. Единственное, что имеет для него значение, — это его руки, то, как с их помощью он способен творить. В интервью для нью-йоркской галереи Pace, Ли Уфан сказал:

«Хотя я наношу всего лишь несколько мазков или линий… Глядя на работы, люди могут испытать что-то за пределами обычной жизни или иначе подумать о мире. Мне кажется, роль художника – создавать такие возможности. Художники предлагают новые взгляды на неопределённый мир вокруг» [4].

Таким образом, мы видим, что мастера движения тансэкхва стремились познать объект через свойства материала. Они сливались со своими работами, становясь с ними одним целым. Картины, написанные в стиле танскэхва, пользуются огромной популярностью на международном арт-рынке. Например, стоимость работы «3-II-72 #220» Ким Ванки достигла рекордной суммы примерно в 8 миллионов долларов на торгах Сеульского аукциона 2018 года в Гонконге [5].

Эвелина Хакимова

Список источников

  1. Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
  2. Park Seo-Bo’s Ecriture – Everything you need to know. URL: https://publicdelivery.org/park-seo-bo-ecriture/#Video_Park_SeoBo_documentary
  3. Интервью с Ли Уфаном. URL: https://ocula.com/magazine/conversations/lee-ufan/
  4. Интервью галереи Pace с Ли Уфаном. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EUQwMKyEThg&feature=youtu.be
  5. Art Price Database. URL:https://www.mutualart.com/Artwork/3-II-72--220/5D3B5E2BBCF2419D

Дальше

Другие темы курса