• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные вызовы для женщин-политиков

Заключительная статья данного блока про женщин-политиков будет более обобщающая, затрагивающая и детали, упомянутые ранее, и глобальные барьеры, стоящие на пути женского пола.

Прежде чем переходить к статистике и точечным описаниям вызовов, хотелось бы выделить основную тенденцию, которая прослеживалась в ходе исследования данной темы. Проблема заключается в самом обществе. Долгое историческое становление человечества, которое подвергалось коллективным травмам, формировалось в условиях политических и экономических перемен, да и просто основанное на базовом упрощенном черно-белом восприятии мира, в несколько раз усложнило процесс его изменения. Точнее, изменение мышления в тех категориях, которые уже устарели. Именно примитивизация сложных общественных процессов, которые зиждутся на принципах былого неравенства, в современных условиях усложняют участие женщин в политике.

О чем идет речь? В первую очередь, о стереотипах. Не первый раз в этих статьях всплывает тема стигматизаций, однако без нее обсуждать данную проблему бессмыслено. СМИ являются одним из ключевых инструментов психологического воздействия на современного человека. И именно в СМИ крайне часто встречается игра на гендерных стереотипах для придания тексту эмоциональной окраски, сатиры или же для реального формирования определенной картины мира. Вне зависимости от истинных причин использования ярко дифференцированной лексики в СМИ, это имеет огромное влияние на реципиентов и их восприятие проблемы.

Во-первых, это происходит по причине выработки определенных паттернов и моделей взаимодействия у получателя при просмотре контента, что объясняется теорией научения А. Бандуры[1]. Соответственно, гендерное разделение и вытекающие из него последствия (такие как поведение и восприятие проблемы) будут повторяться реципиентами. Следующим эффектом, которым обладают СМИ, является использование фрейминга. Информационные источники формируют рамки восприятия путем использования лексических и других оборотов для формирования угла восприятия информации[2]. Для репрезентации эффекта автором была рандомно выбрана статья информационного агентства Russia Today с фильтрацией “женская дискриминация”. Так, в одной из публикаций в первом же предложении устанавливается поверхностность западных прогрессивных ценностей: “Несмотря на свою якобы прогрессивность, Запад…”[3]. Это формирует у реципиента изначальное мнение, что западные страны искусственно следуют прогрессивным ценностям (в данном случае речь идет о женских правах). Вдобавок, автором статьи используются различные психологические термины: “тут сразу начинает сквозить уже не только сексизмом, но и откровенной мизогинией”[4], которыми, по его мнению, обладают высказывания героя. Это добавляет ощущение научности публикации, хотя на самом деле, реально глубокий анализ для обвинения в тех или иных позициях автором приведен не был.

Наконец, рассмотрение причин, почему СМИ является одним из основных вызовов для женщин-политиков (и не только), можно завершить эффектом культивации, демонстрирующим влияние средств массовой информации. Теория культивации показывает, что чем больше времени зритель проводит перед экраном телевизора, тем более его восприятие окружающего мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране[5]. Таким образом, любая многочисленная демонстрация гендерного неравенства будет интегрироваться в жизнь реципиента.

Однако существует и другая проблема. Очень часто отсутствие репрезентации реальных проблем, таких как разница в оплате труда, сегрегация и т. д., формируют у реципиентом мнение, что гендерного неравенства не существует. Так, например, данные ВЦИОМ, полученные в 2019 году, демонстрируют, что 92% опрошенных считают, что в РФ равные права у женщин и мужчин[6]. Однако на тот же 2019 год Россия занимала 81 место в рейтинге стран по гендерному равенству[7]. Что, в свою очередь, также ограничивает возможности женщин, в том числе, и в политической сфере.

Это переводит нас к следующему фундаментальному вызову для женщин-политиков. Речь идет о неспособности государства всецело и быстро решить проблему. Это происходит как на уровне политического участия женщин, так и на других показателях, напрямую влияющих на гендерное равенство или его отсутствие.

Во-первых, во многих государствах до сих пор отсутствуют квоты на наличие женщин в общественных институтах (в том числе и в государственных органах). Несмотря на неоднозначность подобной практики, это является необходимым шагом для внедрения новой “нормальности” на рабочем месте, когда количество женщин примерно или полностью соответствует количеству мужчин. Так, например, квотирование было успешно введено в северных странах Европы в конце 20 века (Швеция, Норвегия, Финляндия)[8], которые сейчас занимают одни из первых мест в рейтингах по гендерном равенству[9].

Во-вторых, это экономические предпосылки, затрудняющие приход женщин к власти. Разрыв в оплате труда, “липкий пол”, “стеклянный потолок” или “налог на розовый”[10], - все это является серьезным барьером в разрешении проблемы гендерного неравенства. Экономическая дискриминация требует прямого государственного вмешательства для ее разрешения, однако немногие страны готовы решать существующие проблемы. Как уже было упомянуто в предыдущих статьях, экономическое благосостояние имеет большое влияние на способность участвовать в политической жизни страны. В связи с этим женщины-политики, сталкивающиеся с косвенным экономическим давлением из-за собственного пола, должны преодолевать больше барьеров на пути в политику, чем мужчины.

Таким образом, основным вызовом для женщин-политиков является само же государство, которое так или иначе регулирует все сферы, в которых эта дискриминация проявляется. СМИ - это основной инструмент для закрепления стигматизационных практик, существующих в стране. Помимо объективных способов разрешения проблем гендерного неравенства (в том числе и в политике), таких как законодательные акты, налоги и т.д., существуют менее очевидные способы. В данном случае речь идет о критическом мышлении, базовом навыке, помогающим более трезво и объективно оценивать окружающий мир и информацию, получаемую извне.

[1] А. Бандура. Теория социального научения. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://nozdr.ru/data/media/biblio/edu/ped/Бандура%20А.%20-%20Теория%20социального%20научения%20(Евразия,%202000,%20320с).pdf (Дата обращения: 01.12.2022)

[2] Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Эффект фрейминга и его влияние на принятие решений в медицине (по концепции Д. Канемана и А. Тверски) // МС. 2017. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effekt-freyminga-i-ego-vliyanie-na-prinyatie-resheniy-v-meditsine-po-kontseptsii-d-kanemana-i-a-tverski (Дата обращения: 05.12.2022).

[3]Прибалты, бундесвер и сексизм. RT. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/opinion/1060775-ryabceva-litva-seksizm-skandal ( Дата обращения: 24.02.2023).

[4] Та же.

[5] Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – 2007.

[6]Гендерное равенство в России: миф или реальность? ВЦИОМ.  [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-mif-ili-realnost- (Дата обращения: 25.02.2023).

[7] Россия опустилась в рейтинге гендерного равенства. РБК. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.rbc.ru/society/17/12/2019/5df871c89a79475f78e074d4 (Дата обращения: 25.02.2023).

[8]Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы //Общественные науки и современность, 1999, № 4,с. 185–192.

[9]Gender Equality by Country 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/gender-equality-by-country (Дата обращения: 26.02.2023)

[10]«Розовый налог»: почему женская одежда стоит дороже мужской. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://style.rbc.ru/items/5b67f3219a79475126e94706 (Дата обращения: 26.02.2023)

Софья Зорина

Дальше

Другие темы курса

 

Другие темы курса