• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Брейгели: какие они? Мужицкий, адский, бархатный

Брейгели: какие они? Мужицкий, адский, бархатный

Перед началом повествования необходимо оговорить, что семейство Брейгелей подарило миру большое количество художников, однако в данной статье мы остановимся лишь на первом из них – Питере Брейгеле Старшем (Мужицком) – а также на двух его сыновьях – Питере Брейгеле Младшем (Адском) и Яне Брейгеле Старшем (Бархатном).

Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

Биография Питера Брейгеля Старшего (далее также - Брейгель Старший/Брейгель) не может похвастаться тем обилием сведений, каким отличается биография Альбрехта Дюрера. Между тем некоторые скудные и крайне неопределенные данные до нас дошли.

Брейгель Старший, по мнению Е.П. Рачеевой, родился примерно между 1525-1530 гг. в окрестностях нидерландского города Бреда в девушке Брейгел, от которой и получил свою фамилию [1, с. 106]. Однако Л. Байрамова приводит иные данные и указывает, что позднейшие исследователи доказали, что никакой деревушки Брейгел поблизости от города Бреда не было, хотя деревня Большой Брейгель существовала в провинции Лимбург; ей исследовательница и отдаёт предпочтение в качестве места рождения мастера [2, с. 6].

Некоторые исследователи также полагают, что Брейгель Старший происходил из крестьянского рода, поскольку очень любил рисовать крестьян и был большим знатоком их быта, в чём мы с вами убедимся позднее. Крестьян Брейгель Старший действительно любил рисовать, за что и получил своё прозвище – Мужицкий. Но как подтверждение происхождения этот факт вряд ли является убедительным, учитывая, что общество того периода было довольно кастовым, а это означало: раз угораздило родится крестьянином, то никакому ремеслу выучиться невозможно.

А нам известно, что Питер Брейгель Старший обучался с 1545 г. в Антверпене (на минуточку – одном из богатейших портовых городов) у Питера Кука ван Альста, придворного художника Карла V. Более того, Питер Брейгель Старший в последующем даже женился на дочери своего учителя. Вряд ли такое обучение и женитьбу смог бы себе позволить сын крестьянина.

После смерти Питера Кука ван Альста талантливый художник быстро обзавёлся знакомством и начал работу с Иеронимом Коком – торговцем гравюрами и основателем издательского дома. Так началась глава жизни Питера Брейгеля Старшего как гравера.

Одной из самых примечательных гравюр того периода является работа мастера под названием «Большие рыбы поедают мелких» (изобр. № 1), которая иллюстрирует одну нидерландскую пословицу, отражающую довольно простую мораль, что сильный всегда побеждает слабого. Эта гравюра интересна тем, что длительное время её выдавали за работу Иеронима Босха, который на тот момент был гораздо более популярен, нежели ещё никому не известный Брейгель. Копируя манеру Босха, Брейгель рисует на этой гравюре совершенно несвойственное собственному стилю существо с рыбьей головой и человеческими ногами.

 В дальнейшем подражание Босху будет очень мешать Брейгелю в нахождении и развитии собственного стиля. В ранних работах Брейгеля можно наблюдать миниатюрность и множественность персонажей, наличие гибридов человека и каких-то животных, изображение уродливых и неиндивидуальных физиономий. Проиллюстрируем сказанное примером гравюры «Чревоугодие» (изобр. № 2) из серии гравюр «Семь смертных грехов» Брейгеля.

Подражательство Босху будет сказываться и на ранних живописных работах мастера, таких как «Битва Масленицы и Поста» (изобр. № 3), «Нидерландские пословицы» (изобр. № 4), но всё же, как верно замечает Л. Байрамова, уже тогда «сквозь налёт сухого педантизма в них (работах мастера – прим. автора) просвечивается подлинный Брейгель, ещё не понятый и не оценённый самим собой, его громадный дар реалиста, изумительное чувство пластики и цвета» [2, с. 10].

В этих двух работах, а особенно «Нидерландских пословицах», в которой зашифровано более 100 пословиц, Брейгель крайне остроумно обыгрывает суть происходящего и иллюстрирует человеческую глупость, жадность, одурачивание ближнего и т.д. Тут и красивая женщина, надевающая синий плащ на своего мужа (изобр. № 5), что означало супружескую неверность (равно «наставить рога»), и более понятное современному человеку изображение двух карточных игроков, водящих друг друга за нос (изобр. № 6).

Однако остроумная сатира в творчестве художника сменяется под грузом кошмарных событий его времени на изображение более ужасных сцен. Как читатель уже мог понять, в биографии Брейгеля много пробелов, один из них – вероисповедание художника – являлся вопросом крайне важным в тех реалиях. Как известно, пришедший к власти после Карла V его сын Филипп II был ярым католиком, вошедшим в историю кровавым террором, который он устроил для подавления протестантства на подвластных ему территориях, в первую очередь в Нидерландах.

Художник, вероятно, крайне остро переживал те, ужасающие события, которые происходили на его родной земле – пытки, казни и обыски. Не имея данных о религиозной принадлежности мастера, по его работам можно понять, что Брейгель очень сочувствовал всем угнетённым. Яркой иллюстрацией является картина «Избиение младенцев в Вифлееме» (изобр. № 7), события на которой разворачиваются вовсе не в Вифлееме, а в фламандской деревушке. Конечно, перенесение библейского сюжета на другую местность не является новым приёмом, однако позволяет понять отношение художника, который по сути сравнивает действия Филиппа II, убивающего протестантов, с действиями царя Ирода, приказавшего уничтожить младенцев в Вифлееме.

Интересно, что оригинальная картина в какой-то момент, вероятно, настолько шокировала владельцев, что они даже приказали изменить работу мастера и наложить на изображение мёртвых детей рисунки индюков, гусей, соломенных тюков и т.д., поэтому никаких младенцев на картине нет (но были!).

Тревожность и обеспокоенность художник передаёт и через другие работы «Триумф смерти» (изобр. № 8), «Безумная Грета» (изобр. № 9), «Падение мятежных ангелов» (изобр. № 10).

Переломным моментом в творчестве Брейгеля является его переезд в Брюссель в 1663 г., где художник женится, как было указано выше, на дочери своего первого учителя. Может быть, счастье в семейной жизни, может, бОльшая удалённость от погромов, происходивших в том числе в домах друзей художника, а может быть, что-то другое влияет на появление в работах мастера умиротворённости, хотя и не без скрытой тревожности.

Определённо, в этот жизненный период Брейгель обращается к опыту совершённой ещё в период работы с Иеронимом Коком поездки (угадайте куда?) в Италию. Во время того путешествия Брейгель, как и Дюрер, делал большое количество зарисовок и гравюр с итальянскими пейзажами, альпийскими ландшафтами, детали которых в дальнейшем мастер будет вписывать в равнинные фламандские пейзажи, создаваемые в Брюсселе.

К примеру, нельзя не вспомнить в последующем неоднократно повторяемый другими художниками довольно спокойный зимний сюжет «Охотники на снегу» (изобр. № 11), здесь и изображение горного массива, совершенно не свойственного низинной и даже не холмистой территории Нидерландов, и те самые элементы скрытой (по-брейгелевски) угрозы: сцена сожжения не от лучшей жизни мебели, и скудная добыча охотников, и ловушка для птиц... Тем не менее, указывает Е.П. Рачеева, «всё в этой картине пронизано невиданным прежде у Брейгеля радостным спокойствием и ясностью… Возможно, этим пронзительным лиризмом Брейгель пытается воссоздать идеал той жизни, которая могла бы быть в его измученной стране» [1, с. 148-149].

Никто из художников-современников Брейгеля не имел дерзновения писать крестьянский быт. А Брейгель напротив охотно наблюдал за крестьянами, потому что именно в простом человеке он мог разглядеть настоящие эмоции. Мастер не пытался идеализировать человека, как это делали его итальянские коллеги. Художник помещает тучных и нескладных, но зато жизнерадостных людей в свои картины «Крестьянский танец» (изобр. № 12) и «Крестьянская свадьба» (изобр. № 13).

Л. Байрамова полагает, что, «вероятно, ему (Питеру Брейгелю Старшему – прим. автора) хотелось понять, в чём сила этих простых, необразованных людей. Почему, когда кругом так плохо и безнадёжно, когда хватают и вешают, сжигают на кострах многих честных людей, когда опускаются руки и не хочется жить, почему они, простые крестьяне, находят в себе силы танцевать и веселиться, как ни в чём не бывало?» [2, с. 16].

Полагаем, что мастер нашёл ответ в самой жизни – её красоте, которая блещет даже в самом непроглядном мраке. Последняя работа художника – «Притча о слепых» (изобр. № 14) – служит тому подтверждением.

Казалось бы, картина морализирует ситуацию, когда человек бездумно доверяет тому, кто сам ничего не знает, что непременно заведёт обоих в бездну. Но что ещё изображает эта работа? Кусочек чистого красивого пейзажа, напоминающий о величии жизни, которая не иссякнет вплоть до последнего человека, способного её осознавать.

Питер Брейгель Младший (Адский)

Старшему сыну Питера Брейгеля Мужицкого (далее также – Брейгель Младший) на момент его смерти было всего лишь пять лет, соответственно, перенять какие-либо навыки от отца маленький ребёнок не мог. Однако творческие способности юнца всё же развивались, и этим занималась его бабушка по материнской линии, известная миниатюристка.

Известно, что Питер Брейгель Младший на заре своего творческого пути увлекался написанием адских сюжетов (например - изобр. № 15), за что и получил своё прозвище.

Однако большая часть творческого наследия Питера Брейгеля Младшего состоит не из самостоятельных произведений, а из копий работ его отца. Как старшему сыну Брейгелю Адскому достались кальки – бесцветные наброски работ Питера Брейгеля Мужицкого, с которых можно было создавать подробные копии работ родителя.

Питер Брейгель Младший, разумеется, воспользовался наследием, тем более популярность творчества отца возрастала с каждым годом, расширялся запрос на жанровые сцены, а результаты юношеского пристрастия Брейгеля Младшего – адские сюжеты («как у Босха») – наоборот становились всё менее востребованными.

Безусловно, Питеру Брейгелю Младшему не удавалось достигать совершенного повторения картин своего талантливого родителя – иногда намеренно, а иногда случайно Брейгель Младший вносил свои коррективы.

Так, например, изображение на картине «Крестьянская свадьба» Брейгеля Младшего (изобр. № 16) ощутимо менее детально, чем на картине отца (изобр. № 17). Кроме того, изменена цветовая гамма.

Указанные изменения, внесённые Питером Брейгелем Младшим, были вызваны не столько его нежеланием прорабатывать рисунок (хотя, вероятно, этот фактор тоже имел место, ведь производство копий работ отца было поставлено чуть ли не на конвейер), сколько элементарным отсутствием в распоряжении копииста оригинала работы. Он имел лишь бесцветную кальку, которая в полной мере содержала только композицию, но не передавала детали и цвет. Кроме того, Брейгель Младший работал на широкую аудиторию, запросы которой соответствовали проявленному уровню усердия.

Но в некоторые работы Брейгеля Старшего его сыном изменения внесены сознательно. К примеру, Питер Брейгель Младший состарил автопортрет отца, а также портреты матери и бабушки на картине «Проповедь Иоанна Крестителя» (изобр. № 18, 19), как если бы они были живы и он сам писал их портреты.

Может показаться, что творчество Питера Брейгеля Младшего ничего не значит для живописи, и он всего лишь копировал, но это не так. Во-первых, есть картины, принадлежащие только его руке и мысли. Во-вторых, что наиболее значимо, благодаря его труду мы сейчас можем лицезреть копии уже утраченных шедевров Питера Брейгеля Старшего.

Ян Брейгель Старший (Бархатный)

На момент смерти отца Яну Брейгелю Старшему был всего лишь годик. Его воспитанием и творческим развитием также занималась бабушка, от которой младший внук взял намного больше, чем старший, что в дальнейшем проявится в его собственных миниатюрных работах.

У Яна Брейгеля Старшего было множество прозвищ. В название вынесено только Бархатный, но также его называли Цветочным и Райским. Почему так?

Ответ довольно прост – он рисовал цветы. Но не только. Его изображения были не столь просты, как данный нами ответ. Ян Брейгель Старший был дружен со многими аристократами, а потому ему был открыт доступ в их оранжереи, где он наблюдал за цветением растений и затем в мельчайших подробностях воспроизводил его в своих работах (изобр. № 20). Известно, что Ян Брейгель Старший мог долго выжидать пока расцветёт нужный цветок, чтобы завершить свой натюрморт.

Среди покровителей Цветочного были весьма влиятельные особы. В частности дочь правящего императора Филиппа II Изабелла предоставила художнику возможность посещать зверинец при дворе в Брюсселе, что позволило мастеру создать большое количество картин с изображением животных, в том числе экзотических (изобр. № 21).

Своё прозвище “Райский” Ян Брейгель получил за изображение мифологических сцен, некоторые из которых написаны в соавторстве с близким другом – Питером Паулем Рубенсом (изобр. № 22).

Ян Брейгель Старший вошёл в историю живописи не только как художник, подаривший миру образцовый нидерландский натюрморт, но и как мастер со своим особенным стилем.

Екатерина Белашова

Источники

  1. Рачеева Е.П. Босх, Дюрер, Брейгель. М.: Издательство АСТ, 2022.
  2. Байрамова Л. Брейгель. Москва: Классика, 2001.

Использованные иллюстрации

  1. Питер Брейгель Старший «Большие рыбы поедают мелких», 1557 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон.
  2. Питер Брейгель Старший «Чревоугодие», 1558 г., Галерея Альбертина, Вена.
  3. Питер Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», 1559 г., Музей истории искусств, Вена.
  4. Питер Брейгель Старший «Нидерландские пословицы», 1559 г., Государственный музей, Берлин.  
  5. Питер Брейгель Старший «Избиение младенцев в Вифлееме», ок. 1565-1567 гг., Королевская коллекция (Виндзорский замок, Великобритания).
  6. Питер Брейгель Старший «Триумф смерти», 1562 г., Прадо, Мадрид.
  7. Питер Брейгель Старший «Безумная Грета», 1562 г., Музей Майера ван дер Берга, Антверпен.
  8. Питер Брейгель Старший «Падение мятежных ангелов», 1562 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
  9. Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу», 1565 г., Музей истории искусств, Вена.
  10. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец», 1568 г., Музей истории искусств, Вена.
  11. Питер Брейгель Старший «Крестьянская свадьба», 1568 г., Музей истории искусств, Вена.
  12. Питер Брейгель Старший «Притча о слепых», 1568 г., Музей Каподимонте, Неаполь.
  13. Питер Брейгель Младший «Искушение святого Антония», 1600 г., Частная коллекция.
  14. Питер Брейгель Младший «Крестьянская свадьба», 1630 г., Художественный музей Фудзи, Токио.
  15. Питер Брейгель Младший «Проповедь Иоанна Крестителя», начало XVII века, Коллекция Валерии и Константина Мауергауз.
  16. Питер Брейгель Старший «Проповедь Иоанна Крестителя», 1566 г., Музей изобразительных искусств, Будапешт.
  17. Ян Брейгель Старший «Цветы в керамической вазе», 1607 г., Музей Фицуильяма, Великобритания.
  18. Ян Брейгель Старший «Вход животных в Ноев ковчег», 1613 г., Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес.
  19. Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший «Адам и Ева в райском саду», ок. 1615 г., Галерея Маурицхёйс, Гаага

Дальше

Другие темы курса