• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постимпрессионизм: Ван Гог и Сезанн

Рассмотрим такое направление в живописи как постимпрессионизм. Оно появилось в середине 1880-х годов, после последней выставки импрессионистов и создания Манифеста символизма Жана Мореаса.

Сам термин появился позднее, в начале XX века. Его автором можно считать английского живописца и критика Роджера Фрая. [Чудова А.В. 2020: 7]. Это направление зародилось после кризиса импрессионизма, который возник из-за нарастающей популярности символизма. Главными лицами постимпрессионизма принято считать таких художников как: Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Поль Гоген и Анри де Тулуз-Латрек. Основными их принципами были использование цвета, наложение краски мазками, как и у импрессионистов, однако, существовали и отличительные особенности. Например, приверженцы постимпрессионизма не следовали “принципу объективной, точной передачи визуальных впечатлений от натуры” [URL: https://edu.hermitage.ru/catalogs/1419972136/themes/1419972247/article/1419972768 ].

Если внимательно изучить творчество художников-импрессионистов, то можно найти характерные черты, такие как: использование ярких цветов, наличие в картинах экспериментов с формами и пропорциями, присутствие символики и аллегории, с целью донести свои идеи зрителю при помощи изображения.

Уникальность картин Ван Гога

Винсент Ван Гог испробовал себя в разных стилях живописи: от мрачных картин, похожих чем-то на то, что можно отнести к реализму до манеры написания полотен при помощи мазков и более нежных оттенков.

Так, до того, как художник открыл для себя импрессионизм, он писал в совершенно другой технике. Это мы можем увидеть на примере картины “Едоки картофеля”, которая была создана Ван Гогом под влиянием заметок о творчестве Эжена Делакруа. Эта полотно - “своего рода интерпретация «Тайной Вече­ри», современный вариант картины «Христос в Эммаусе» Рембрандта” [Вяткина П.А. 2017]. Эту картину вполне можно назвать одним из первых шедевров автора. Если мы внимательнее рассмотрим ее, то сможем заметить, что анатомические пропорции изображенных людей искажены. Черты их лиц являются грубыми, угловатыми. Мрачные оттенки передают всю атмосферу тяжкой крестьянской жизни. Они едят простую еду, живут в далеко не самом лучшем жилье, трудятся ежедневно, но не смотря на всю тяжесть жизни, они собираются все вместе за ужином в домашней атмосфере.

Ван Гог писал довольно много портретов. Одним из них, был его автопортрет, написанный в 1887 году. В то время художник вдохновлялся японскими гравюрами и творчеством импрессионистов.Так, в Париже он познакомился с работами Делакруа и Монтичелли. Их картины вдохновляли его на новые открытия в живописи и эксперименты с оттенками [Вяткина П.А. 2017]. Если внимательно рассматривать этот автопортрет Ван Гога, то мы можем заметить влияние направлений импрессионизма и пуантилизма. Также здесь видны его эксперименты с цветом: так, коричневые, темно-синие и темно-зеленые оттенки на заднем плане и на пальто контрастируют с оранжевым и красным в его волосах, бороде и усах. Мазки, используемые в картине, очень похожи на те, что использовали в своих полотнах импрессионисты и пуантилисты.

Помимо портретов Ван Гог писал цветы. Это была целая серия работ, созданная им в Арле. Можно сказать, что они были вдохновлены картинами с изображениями цветов Делакруа, Рубенса и Монтичелли. Именно так он открывал для себя новые техники живописи, светотени [Вяткина П.А. 2017]. Многие его картины, созданные в Арле, отличались обилием желтых красок. Примечательно то, что подсолнухи, написанные Ван Гогом, были далеко не всегда свежими и красивыми. Он изображал их такими, какие они есть: немного засохшими, неаккуратными.

Пейзаж “Ночная терраса кафе” также был написан в тот период, когда художник жил в Арле. Сюжет картины очень схож с тем, что изображали на своих полотнах многие импрессионисты: городской пейзаж, запечатленный в определенный момент времени. Ключевыми оттенками здесь выступают желтый и синий.

Одной из самых знаменитых работ Ван Гога является “Звездная ночь”, написанная им в 1889 году. Художник в то время начал активно писать кипарисы, которые символизировали некую таинственность [Вяткина П.А. 2017]. В этой картине он использовал весьма необычную технику: мазки здесь имеют свою форму, они закругляются и повторяют форму изображенных объектов. Как мы можем видеть, Ван Гог использует ограниченную палитру оттенков: здесь фигурирует желтый, синий и черный.

Последняя из работ, которую мы рассмотрим, является не менее известной. Она отличается от “Звездной ночи” и других картин, которые мы рассматривали. Здесь нет привычного буйства мазков, обилия синих и желтых красок, наоборот - на полотне присутствуют четкие линии, более нежные оттенки (бирюзовое небо, белые цветы). По стилю это полотно чем-то напоминает гравюру.

Поль Сезанн

Поль Сезанн является одним из представителем постимпрессионизма, однако он ушел дальше в своих поисках стиля. Можно сказать, что его искусство признали лишь в конце его жизни [Перова Д. 2010: 3].

В 1860-х годах он познакомился с направлением импрессионизма, после того как увидел скандальное полотно Эдуарда Мане “Завтрак на траве” [Перова Д. 2010: 5]. 

Так, одна из его картин, написанная в 1866 году, относится к тому периоду творчества Сезанна, когда он вдохновлялся работами Делакруа. Она не похожа на полотна импрессионистов. Здесь преобладают темные оттенки, нет обилия мазков, сама картина похожа на работы реалистов. Ее сюжет незамысловат: мы видим отца художника, читающего газету.

В начале 1870-х годов Сезанн знакомится с Камилем Писсарро и учится живописи у него. Он пишет, как бы отделившись от своего “я”, то, что он видит, не интерпретируя пейзаж [Перова Д. 2010: 7]. В его творчестве начинают преобладать техники, присущие импрессионистам: обилие мазков, изображение воды, работа на пленере.

Позднее, его работы уже менее похожи на подражание импрессионистам. Так, его картина “Пьеро и Арлекин”, на которой он изобразил своего сына и сына своего друга, является довольно живописной [Перова Д. 2010: 23]. На ней довольно хорошо передано настроение героев: Пьеро выглядит грустным, Арлекин - довольно уверенным. Мимика, костюмы, позы передают с точностью их настроение. Довольно интересно переданы фактуры тканей: как на переднем, так и на заднем планах.

Последняя картина, которую мы рассмотрим, “Большие купальщицы”, была одной из тех, что входили в цикл “Купальщиц”. Над этим полотном Сезанн долго и много работал, пытаясь тщательно скомпоновать фигуры женщин и окружающий их пейзаж [Перова Д. 2010: 38]. Хоть сюжет картины и отсылает нас к полотнам Тициана, техника изображения кардинально отличается от классической живописи. Тела купальщиц не обладают нужными пропорциями, деревья позади них изгибаются довольно неестественным образом. Задний фон выполнен при помощи мазков, что помогает зрителю лучше сфокусироваться на фигурах женщин. Изображение их поз и деревьев задает некое движение, что делает полотно еще более интересным.

Источники

  1. Ван Гог. Жизнь и творчество в 500 картинах / пер. с англ. Вяткина П.А. М.: Э, 2017.
  2. Перова Д. Великие художники. Том 21. Сезанн / М.: Директ-Медиа, 2010. С. 3-38.
  3. Чудова А.В. Постимпрессионисты / Чудова А.В. М.: АСТ, 2020. С. 7
  4. URL: https://edu.hermitage.ru/catalogs/1419972136/themes/1419972247/article/1419972768