Где находится психотерапевт? Особенности групповой терапии
Теория трансактного анализа используется в решении различных видов межличностных проблем. Психотерапевты, выбравшие именно этот подход, специализируются на таких отклонениях, как проблемы в семейных и романтических отношениях, проблемное общение с окружающими, в группах и организациях, повторяющиеся трудные жизненные ситуации, неуверенность в себе и низкая самооценка, отсутствие мотивации, страх неопределённости и ряд других проблем, связанных с обществом и самоопределением.
Как и любой другой вид терапии, трансактный анализ предполагает включённость пациента в работу, а не возложение всей ответственности на плечи врача. Однако это не означает, что человеку, обратившемуся за помощью, придётся трудно. Свою популярность трансактный анализ получил, в том числе, за то, что терапия происходит в игровом режиме, где каждый участник встречи ставит себя на место психотерапевта и смотрит не только на собственную проблему со стороны, но и анализирует личностные трудности своих одногруппников.
Что же представляет собой трансактная психотерапия?
Как было сказано ранее, данный вид практики раскрывается в групповой работе. Однако для начала терапевту необходимо провести интервью с каждым отдельным пациентом и решить, в какой группе лечение будет проходить более эффективно и менее болезненно для человека.
Итак, план работы психотерапевта со своим подопечным будет строиться по следующему плану:
-
Шаг 1: Знакомство-интервью
-
Шаг 2: Обучение пациента основам структурного и трансактного анализа
-
Шаг 3: Определение в группу для дальнейшей работы
-
Шаг 4: Групповая терапия
сюда также будут входить дополнительные индивидуальные занятия, если они необходимы в силу каких-либо обстоятельств
На первой консультации врач выясняет базовые вещи: модель мира пациента, отношения с родителями, отношение к самому себе и самоопределение, жизненный сценарий (мы говорили о них в предыдущей статье) и т.д.
На основе этой информации также формируется понимание проблемы клиента. На этом этапе между терапевтом и пациентом заключается своеобразный контракт, в котором проговариваются цель терапии, техники воздействия на пациента, возможные риски и ожидания, а также ответственность за то, что обе стороны будут работать на положительный результат. Врач уведомляет клиента о том, что в их общении они находятся на равных и стремятся к единой цели.
После того, как врач и пациент познакомились и, что немаловажно, установили доверительный контакт (конечно, это в большей степени зависит от терапевта), наступает этап обучения. Задача психотерапевта – разъяснить своему подопечному основы структурного анализа, то есть описать структуру личности, которая состоит из Дитя, Взрослого и Родителя, и показать, как они взаимодействуют между собой.
Для обучения структурному анализу часто используют упражнение “Три стула”. Его можно выполнять как самостоятельно в качестве “профилактики” эмоционального выгорания, так и вместе с врачом для дальнейшей групповой терапии.
Перед человеком ставят три стула: на первом сидит Дитя, на втором - Взрослый, на третьем - Родитель.
После необходимо сформулировать вопрос, который в данный момент волнует человека больше всего, присесть на стул Дитя и предположить, какое решение установленной проблемы предложил бы ребёнок. Затем на эту же проблему нужно посмотреть с точки зрения Родителя. А далее дайте слово Взрослому и понаблюдайте, как он проанализирует мнения Дитя и Родителя и придёт к объективному решению.
Например, у Вас есть небольшая свободная сумма денег. Ваше Дитя требует покупки нового мобильного телефона, а Ваш Родитель протестует и считает необходимым сделать вклад в банке на будущее и не растрачиваться на технику. Выслушав оба мнения и прислушавшись к обоим эго-состояниям, Взрослый сделает вывод отложить часть денег на телефон и купить его чуть позже, так как в наше время телефон является неотъемлемым средством связи, а остальные деньги внести на счёт.
Разумеется, это лишь пример и разумные решения могут быть другими в зависимости от ситуации и конкретной личности.
Когда индивидуальные сеансы с клиентом окончены, можно приступать к групповой терапии. Группы формируются на усмотрение психотерапевта. В каждой группе должны быть предусмотрены различные роли, которые будут играть пациенты в зависимости от их темперамента и насущной проблемы. Как было сказано раньше, во время групповых встреч между её членами постоянно воспроизводятся сценарии и игры, которые и помогают участникам разобраться в себе.
Каждая психотерапевтическая группа возглавляется лечащим терапевтом всех участников либо социальным работником, однако и здесь именно пациенты влияют на ход и развитие терапии. Интересно, что групповая психотерапия возникла от недостатка практикующих психологов и психиатров в 30-х годах XX века. Ведущий группы направляет её, задавая наводящие вопросы и иногда меняя вектор внимания для достижения целей всех членов встречи.
В группах процесс самоопределения и развития личности ускоряется и становится более фиксированным. Психическое созревание происходит изнутри, формируя в человеке устойчивость к стрессовым факторам.
Александра Фидельская
Список источников и литературы
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998.
- Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999.
Другие темы курса