• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отцы-основатели китайской живописи: Гу Кайчжи, Чжан Сэнъяо, Лу Таньвэй, У Даоцзы

Отцы-основатели китайской живописи: Гу Кайчжи, Чжан Сэнъяо, Лу Таньвэй, У Даоцзы

В эпоху Шести династий (220-589 гг.) станковая живопись в Китае постепенно отделилась от древних стенописей, работы художников начали принимать самостоятельное значение, восприниматься вне культа. В то же время начали формироваться и классические жанры: портрет, пейзаж «горы и воды» и т.д. В письменных источниках этого периода называются имена около 150 художников.

Ниже мы поговорим о четырех живописцах, считающихся «отцами-основателями» традиционной китайской живописи — Гу Кайчжи, Чжан Сэнъяо, Лу Таньвэе и У Даоцзы. Увы, до нас не дошли подлинники их картин, но основы живописи, которые они заложили, как мы увидим дальше, используются и современными художниками.

Гу Кайчжи 顧愷之 (ок. 345-406 гг.)

Принадлежал к влиятельному чиновничьему клану, был типичным «чиновником-интеллектуалом», а служебную деятельность чередовал с периодами отшельнического уединения. В китайской истории искусств Гу Кайчжи считается одним из основоположников станковой живописи.

До нас дошли только копии произведений Гу Кайчжи, наиболее известные из них — «Фея реки Ло» и «Наставления придворным женщинам».

«Фея реки Ло» известна в трёх копиях: две из них находятся в Китае, ещё одна — в США. Картина выполнена на мотив стихов поэта Цао Чжи и распадается на несколько фрагментов, каждый из которых иллюстрирует отдельный эпизод. В реалистическую, казалось бы, композицию художник вводит изображение дракона, тем самым подчёркивая принадлежность речной феи к божественному миру. К тому же, картина в Китае никогда не была простой копией увиденного: художники искали в ней духовный опыт, способ слияния с природой.

Гу Кайчжи, «Фея реки Ло»
фрагмент копии из Музея провинции Ляонин, Шэньян. Источник: lnmuseum.com.cn

Картина «Наставления придворным дамам» дошла до наших дней в копии VI в., хранящейся в Британском музее (Лондон). Картина состоит из 9 (или, по другой версии, 12) фрагментов, на каждом из них рассказывается поучительная история. Например, первый фрагмент напоминает о самоотверженности наложницы императора Юань-ди: по легенде, она спасла его от медведя. Второй фрагмент повествует об отказе наложницы императора Чэн-ди сесть к нему в паланкин, чтобы не отвлекать его от государственных дел даже в дороге. Завершается свиток сценой, в которой старшая придворная дама читает наставления другим дамам, тем самым подводя итог всему произведению.

Гу Кайчжи, «Наставления придворным дамам», фрагмент
Британский музей, Лондон. Источник: baike.baidu.com

В творчестве Гу Кайчжи ещё прослеживается влияние погребальных стенописей на станковую живопись: об этом нам говорит принцип горизонтального расположения сцен, иллюстративно-повествовательный характер работ, графичная манера письма. Однако его произведения воспринимаются как авторские работы с единым художественным замыслом и настроением.

Чжан Сэнъяо 张僧繇 (ок. 500-550 гг.)

О жизни художника мы узнаём из трактата «Записки о прославленных мастерах разных эпох» Чжан Яньюаня (IX в.). Он был хранителем картин императорской коллекции, писал портреты придворных и успевал расписывать буддийские храмы. Как подобает буддисту, в своих работах он часто изображал божественных существ и драконов. О них даже сложилась легенда, согласно которой Чжан не рисовал драконам глаза: боялся, что они улетят — так достоверно он их изображал.

Манеру, в которой писал Чжан Сэнъяо, часто называют «индийской» (считалось, что техника пришла в Китай именно оттуда), или «вогнуто-выпуклой»: он добивался иллюзии объема с помощью приемов полихромной живописи. Объекты в пейзажах он не обрисовывал черной тушью, «лепя» элементы друг к другу размывами красок.

Чжан Сэнъяо, «Пять планет и двадцать восемь созвездий»
Коллекция Абе, Осака. Источник: baike.baidu.com

Лу Таньвэй 陆探微 (? - ок. 485 г.)

О жизни художника мы знаем из трудов теоретиков живописи более поздних эпох. Лу Таньвэй творил при дворе сунского императора Мин-ди, правившего в период Южных и Северных династий. Он занимал невысокое положение в обществе, не принадлежал к учёным кругам, но его живописная манера оказала большое влияние на его последователей.

В сочинении «О живописи и знаменитых художниках прошлых эпох» Чжан Яньюань называет Лу Таньвэя одним из первых выдающихся живописцев в уезде Усянь (сейчас – Сучжоу, провинция Цзянсу). Чжан упоминает о том, что художник написал более 70 работ – от рисунков зверей и птиц до портретов совершенномудрых и изображений будды – но они, увы, не дошли до наших дней. Исследователи часто приписывают ему работу «Семь мудрецов бамбуковой рощи и Жун Цици», - рельеф из гробницы, найденный в провинции Цзянсу. По их мнению, рельефы выполнены в стиле Лу Таньвэя.

Средневековый каллиграф Чжан Хуайгуань отмечал, что движения кисти Лу Таньвэя острые, словно взмахи ножа, персонажи худощавые, а картины вызывают чувство трепета перед божественным. Кроме того, Лу Таньвэй был одним из первых, кто привнес в живопись элементы каллиграфии: часто его работы были сделаны одним росчерком, как в скорописи цаошу.

У Даоцзы 吴道子 (ок. 680-740 гг.)

У Даоцзы рос в бедности и рано осиротел. Он сам выучился живописи, следуя, прежде всего, опыту уже известного нам Гу Кайчжи. Уже с 15 лет он зарабатывал на жизнь писанием картин. Известия о его таланте дошли до самого императора, и по его личному распоряжению художник был принят на службу в Академию Ханьлинь — важный центр культуры того времени.

За свою жизнь У Даоцзы успел создать более трёхсот картин, стал одним из основоположников жанра «люди и предметы» (жэньу), а также пейзажной живописи (жанр «горы и воды»).

Самая известная картина, приписываемая У Даоцзы, — «Даосский триптих» с изображением даосских божеств. Картина написана тушью, водяными красками и золотом на шёлке. На «Триптихе» изображены три чиновника, которые, согласно даосской мифологии, управляют силами Неба, Земли и Воды и исполняют указы Нефритового императора, верховного божества даосского пантеона.

У Даоцзы, «Даосский триптих»
Музей изящных искусств, Бостон. Источник: collection.mfa.org

Самая известная картина, приписываемая У Даоцзы, — «Даосский триптих» с изображением даосских божеств. Картина написана тушью, водяными красками и золотом на шёлке. На «Триптихе» изображены три чиновника, которые, согласно даосской мифологии, управляют силами Неба, Земли и Воды и исполняют указы Нефритового императора, верховного божества даосского пантеона.

Елена Орлова

Список литературы

  1. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
  2. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Изд. «Искусство», 1975. — 440 с.
  3. Кравцова М.Е. История культуры Китая. Учебное пособие. — СПб.: Изд. «Лань», 2003. — 415 с.
  4. Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. — М.: «Издательство АСТ», 2019. — 560 с.
  5. Лу Таньвэй // Мэйшу байкэ.
  6. Лидай минцзя цзопинь «Чжулинь цисянь ту» // 360doc.com. 11.09.2015.

Дальше

Другие темы курса