Сновидения как часть психологической жизни человека: потенциал для самопознания
Первая часть нашего мини-курса по сновидениям была нагружена научным фактами. Теперь же давайте позволим себе немного отвлечься от строгих цифр и хотя бы на несколько минут отстранимся от привычной задачи «вместить в 24 часа все 48».
Итак, дадим свободу воображению. Представим, что мы очутились в Древней Греции: сейчас ночь, мы лежим на своем ложе, устеленном яркими покрывалами и мягкими подушками. Нам предстоит заснуть, но почему-то самостоятельно сделать это никак не выходит. Любой современный врач-невролог тут же бы сказал: да у Вас бессонница, нужно срочно принять соответствующее лекарство. Но местные врачи лишь перешептываются между собой и говорят: «Вы разгневали Морфея, бога сновидений! Пока не принесёте ему жертву, так и будете страдать!»
Какими бы нелогичными, чудаковатыми нам не представлялись верования древних греков, для них возможность сна, а тем более сна со сновидениями, всегда воспринималась как особый дар свыше. Любое содержание сновидения, даже самое малое, детально записывалось, соотносилось с актуальной жизнью, толковалось в пророческом ключе. С учётом сновидений принимали самые значимые решения в жизни: военный поход, свадьба, рождение детей.
А слышали ли Вы про ритуал врача Асклепия? Тяжело больных привозили в каменное святилище, чем-то напоминавшее гробницу. В этом месте они должны были провести ночь, а на утро рассказать детально о том, что видели во сне врачам. Далее целебные сны толковались символически, и согласно им разрабатывались индивидуальные рецепты. В общем, без сновидений – никуда!
С развитием науки, провозгласившей объективность главным критерием реалистичности («что недоказуемо сложно признать истинно существующим»), сновидения какое-то время, ввиду их алогичности и непредсказуемости, либо открыто обесценивались, либо причислялись к разряду мистических, оккультных вещей. Однако уже в 1900 году, на заре XX века появляется фигура, которая до сих пор остаётся одной из самых великих, хотя и неоднозначных, в истории мировой психологии.
Зигмунд Фрейд, австрийский психиатр, издает книгу «Толкование сновидений», где стремится восстановить значимость сновидческого опыта для психического здоровья человека. Для него сновидения – это «королевская дорога к бессознательному». Личность на ней может встретиться со своими самыми болезненными, острыми, запретными переживаниями, желаниями и смысловыми содержаниями, которые в повседневной жизни ввиду загруженности и многозадачности остаются незамеченными.
Более того, именно Фрейд впервые начинает активно использовать сны в психотерапевтической работе, создает целую методику по расшифровке скрытых смыслов сонных фантазий, показывая, что любой, даже самый абсурдный сюжет, прямым образом связан с актуальной жизненной ситуацией человека, а значит может служить ключом к разрешению его проблем.
Фрейд утверждает: психика любого из нас не выдерживает напряжения (особенно, негативного), стремится к его разрядке. Сновидения – идеальный для этого вариант: человек сам вроде как ничего не делает, а волнующая его проблема решена.
К примеру, возьмем женщину, которая села на жёсткую диету: она всем рассказывает, как для неё это полезно, как килограммы просто на лету покидают её, а прежде любимое сладкое вызывает лишь отвращение. Во сне же ей постоянно снится вкусненькое, которое она с большим удовольствием в гомерических количествах съедает и переживает свои действия как правильные, приносящие чувство удовлетворения. Таким образом, одновременно реализованы две конфликтующие потребности: в здоровом образе жизни и в переживании радости от еды.
Разумеется, этот конфликт можно было бы разрешить и в реальности, а именно посредством поиска более оптимального, вкусного и сбалансированного питания. Однако такой подход требует больших затрат, поэтому психика без сознательного участия человека включает автоматические реакции.
Сновидения, передающие, пусть и в фантазийной форме, содержание травмирующих событий, обладают невероятным целительным эффектом
Концепцию Фрейда мы подробнее рассмотрим в следующем разделе курса. Сейчас же нам важно понять, что сновидения – не продукт воображения, не отдельно существующие фантазии, но, напротив, ответная реакция психического на актуальные проблемы и переживания. Каждый образ из сновидения как морская ракушка содержит в себе жемчужину – личный опыт и чувство, связанное с ним.
Р. Картрайт, профессор чикагского Университета Раша в своих исследованиях показала, что сновидения, передающие, пусть и в фантазийной форме, содержание травмирующих событий, обладают невероятным целительным эффектом. Если же человек лишен возможности проживать терзающие его чувства во сне, то прошлое продолжает преследовать его в настоящем, не позволяя полноценно распрямить плечи и реализовывать поставленные цели.
Вспомните себя, ведь бывали такие сны, которыми хотелось поделиться с друзьями (из серии «посмеяться над абсурдным»), а были и совсем другие. После таких сновидений ещё долго не можешь прийти в себя, поскольку они затрагивают самые глубинные струны души. Порой случается и так, что, опираясь на пережитое в подобном сне, мы, как когда-то древние греки, начинаем смотреть на жизнь по-иному, вновь ранжируем по значимости задачи, поставленные перед собой ранее, уделяем больше времени тому, что до этого представлялось неважным и было отложено на потом.
Итак, сновидения, если относиться к ним с долей внимания и серьёзности, могут раскрыть человеку много нового о самом себе, обратить его взор на то, что в суете повседневных требований и забот остаётся незамеченным (как правило, это наши чувства, желания, потребности). Далее мы подробно разберем несколько из наиболее действенных методов продуктивной обработки содержаний сновидений, которые позволят Вам встретиться с совершенно новым опытом о самом себе.
Вера Щербакова
Список литературы
- Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: АСТ, 2018. - 320 с.
- Старшенбаум Г. В. Психоанализ сновидений. Практикум расшифровки тайного языка нашего Я. М.: АСТ, 2019. - 448 с.
- Фрейд З. Толкование сновидений. СПб.: Азбука СПб, 2015. - 512 с.
Другие темы курса