Зороастризм в современном мире
Зороастризм – очень древняя религия, которая возникла задолго до прихода в Иран персов. Данное верование отличается сложными теологическими представлениями и необычными ритуалами, оставшимися от ещё более древних религий иранцев.
В Сасанидском Иране зороастризм был государственной религией, поэтому последователей этого учения было довольно много, даже несмотря на то, что зороастрийцы были терпимы к представителям других верований и не стремились обратить всех в свою религию. Но после завоевания Ирана мусульманами другие верования стали вытесняться и в конце концов началось жестокое преследование всех последователей зороастризма.
Спасаясь от гонений мусульман, зороастрийцы начали расселяться в других странах. Большая часть людей уехала в Индию, где их согласились принять с тремя условиями: женщины должны носить сари, мужчины будут ходить без оружия, все должны говорить на языке гуджарати [1]. Именно в Индии зороастрийцев начали называть парсами (народом из Персии). Там последователи древней религии основали своё поселение, а после зажгли священный огонь Аташ Бахрам. В современной Индии находится самая большая община зороастрийцев в мире. В 2011 году в этой стране было зарегистрировано 57264 зороастрийца [5].
Последователи религии, оставшиеся в Иране, более тысячелетия подвергались дискриминации и насильственному обращению в ислам. Если люди не хотели менять своё верование, в таком случае происходила массовая резня. В Новое время зороастрийцы наконец были избавлены от джизии (подушной подати с иноверцев в мусульманских странах) и получили хоть какую-то свободу.
В результате долгих лет притеснения в Иране осталось лишь два сообщества зороастрийцев в останах (провинциях) Керман и Йезд. Современные зороастрийцы уже могут селиться там, где они хотят, и поэтому новые сообщества стали появляться и в других городах. Сейчас самым главным из них считается сообщество зороастрийцев Тегерана, тем не менее, Йезд и Керман остаются важнейшими священными местами для зороастрийцев. Проживающих в Иране последователей учения Заратустры называют гебрами.
Самое большое количество последователей проживает в Индии и Иране. Зороастрийские диаспоры есть также в Великобритании, Западной Европе, Канаде и США. Все последователи, которые проживают в западных странах, прибыли туда либо из Индии, либо из Ирана, и чаще всего парсы и гебры не стремятся смешиваться друг с другом, несмотря на следование одному и тому же учению. Дело в их различиях; не только культурных, но и исторических, ведь зороастризм обособленно развивался в каждой стране.
Многие называют зороастризм мёртвой религией, так как количество её последователей во всех странах мира меньше, чем количество последователей некоторых локальных национальных религий (например, синтоизма). Исследования демографов показывают, что количество зороастрийцев даже в самых больших сообществах с каждым годом только падает: к 2008 году соотношение рождаемости и смертности среди последователей древней религии составляло 1:5; 200 рождений в год на 1000 смертей [3].
Серьёзной проблемой современного зороастризма становится привлечение новых последователей. Изначально учение Заратустры широко проповедовалось в самых разных странах, но после вековых гонений со стороны мусульман зороастрийцы перестали привлекать других людей в свою религию. И хоть сегодня в мире существуют зороастрийские прозелиты на территории Британии, США и Австралии, их количество слишком мало: в основном это иранцы, разочаровавшиеся в исламе, или же единичные случаи людей западного происхождения, принимающих учение Заратустры по зову сердца.
Зороастризм в странах постсоветского пространства
Некоторое количество зороастрийцев есть и на постсоветском пространстве, в основном, в государствах с оставшимся иранским наследием. Как было сказано в одной из предыдущих статей, во многих государствах региона, таких как Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан, сохранилась традиция отмечания древнеиранского праздника Навруз.
В России существует сообщество новопосвященных зороастрийцев, которое берёт название из старого наименования этого учения, переведенного на русский язык, “благоверие”. Зороастрийская община располагается в Санкт-Петербурге и возникла она в 1990-е годы под влиянием астролога Павла Глобы как течение независимое от иранских зороастрийцев, предпочитающих не связываться с представителями других этносов и религий. В 2000-е годы к этой группе присоединилась другая община в Москве, инициатором которой был иранский священник Камран Джамшиди.
Русское движение благоверов имеет тесные связи со славянским неоязычеством родноверием. Движение русских зороастрийцев не следует всем заветам древней религии, а скорее воссоздаёт некоторые традиции, меняя их на свой лад. В процессе воссоздания определённых ритуалов происходят значительные изменения; например, шнуры, которые носят посвященные вокруг талии, не являются белыми шерстяными поясами, как в первоначальной традиции, а представляют собой трехцветные шнуры-желтый, красный и синий, символизирующие, по словам Глобы, три цвета Зурвана, то есть двуполого существа, породившего Ахура Мазду и Ангра Майнью. Тем не менее, всемирное зороастрийское сообщество находится в контакте с российскими последователями, и в 2000 году в Санкт-Петербурге даже прошёл первый международный конгресс, организованный Всемирной Зороастрийской Организацией [2].
Многие современные астрологи интересуются идеями зороастризма из-за арийского происхождения религии, связанного с древними культами и в особенности с поклонением звёздам. В самом зороастризме созвездиям уделяют особое внимание в священной Авесте, ведь Ахура Мазда создал их сразу после сотворения небосвода.
Олеся Белова
Список источников
- Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. – 2014. – № 5-6.
- Зороастризм в современной России. Интервью с религиоведом Виталием Ковалевым / Религия Сегодня, 28.04.2021
- "Doomed by faith", The Independent, 28 June 2008
- Sherine A. Zoroastrianism needs to adapt its archaic laws – or die // The Guardian, 2013.
- "Parsi population dips by 22 per cent between 2001–2011: study", The Hindu, PTI, 26 July 2016
Другие темы курса