• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образ европейского правителя XVII - нач. XVIII вв. на примере изображения Людовика XIV

Людовик XIV был, безусловно, одной из тех личностей, вокруг которой сложилось много тайн, историй и легенд. Это был действительно выдающийся деятель, время правления которого ознаменовалось как эпоха ожесточенных войн и усиление роли Франции среди Европейских государств. Период его правления называли веком абсолютизма, «Великим веком» и расцветом искусства и культуры.

Образ европейского правителя XVII - нач. XVIII вв. на примере изображения Людовика XIV

Во время правления Людовика XIII-отца Францию сотрясали волнения и смуты, образовалась Фронда. Это повлияло на  формирование личности Людовика XIV, который, придя к власти с 1654 года, и до своей смерти в 1715 году, старался максимально укрепить свою власть и усилить ее не только в своем государстве, но и среди государств-соседей. Он упразднил парламент, подавляя любые попытки аристократии противостоять власти. Отменил должность первого министра после смерти кардинала Мазарини и, как считают историки, Людовик XIV в этот период произнес фразу: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Государство – это я». 

Внутренняя политика Людовика XIV была направлена на укрепление централизованной, своей личной власти. В итоге королевский абсолютизм воцарился всецело.   Личность государя – его политические задачи, философские воззрения, вкусы и даже личные симпатии определяли художественную жизнь эпохи. Для Людовика XIV искусство имело одну функцию: прославлять свою династию и, в первую очередь, себя. Людовик не мог похвастаться хорошим образованием, однако благодаря многообразию своих художественных увлечений, он проявил себя как настоящий меценат, покровитель искусств, заказывал (а в некоторых случаях  помогал создавать эскизы) медали и ювелирные изделия, веера и одежду, книги и карты, гравюры и картины, музыку, балеты, а главное — скульптуры, фонтаны, сады и здания. Он поддерживал и открывал новых деятелей культуры, главным образом, королевской французской академии, используя их в целях своей пропаганды. При помощи всех имеющихся в то время художественных форм их задача была в том, чтобы превозносить короля и государство, усиливая его господство над обществом. Этот период в искусстве носит название «Ie grand siecle» — «великий век», так как во всех видах искусства прославляли особу короля. Особо отчетливо его политические амбиции и основные идеи правления можно проследить в изобразительном искусстве. Так, мы рассмотрим, изображения «Короля-солнца». 

В первую очередь, короля изображали как величественное королевское «воплощение Франции». При поддержке Людовика XIV министр финансов Жан-Батист Кольбер установил централизованную и институционализированную систему для создания и сохранения королевского имиджа. Не просто так Людовику приписывается изречение «Государство — это я». Король изображался в основном во всем великолепии или находящимся на поле битвы, особенно в контексте войны против Испании. Это изображение монарха можно было найти в живописи, скульптуре, театре, музыке и т. д. для распространения образа короля, его величия и могущества среди населения.

Наиболее репрезентативными служат его парадные портреты.

За время правления Людовика XIV было создано около 300 официальных портретов. По словам современников, Людовик обладал величественным видом и ровной осанкой, выглядел прирожденным монархом, наместником Бога на земле. Это и пытались запечатлеть художники того времени. Его лицо обычно изображали правдивым, сходным с его портретными чертами, так как еще одной целью его портретов было увековечивание памяти, подтверждение величественности и легитимности. Однако, живописцы и скульпторы в работах не запечатлевали последствия оспы, которой Людовик переболел в 1647 году.

Например, портрет, написанный Клодом Лефевром в 1670 году, изображает еще молодого Людовика. Здесь как нельзя лучше отражаются все детали парадного портрета второй половины XVII в.: изображение правителя в полный рост, с атрибутами власти, одетого в великолепный наряд, на фоне пышных драпировок и пейзажа. Король предстаёт здесь во всей красе: статный, величественный. Он сидит на стуле в элегантной позе в торжественном костюме из шелковой ткани, с яркими красными элементами наряда, с выдвинутой вперед ногой в красных туфлях с квадратным носом, такая обувь стала визитной карточкой Людовика XIV – законодателя моды своего времени.  Клод Леферв изобразил Людовика XIV, короля Франции и Наварры еще и, как благородного рыцаря, такой вывод можно сделать по надетым на него доспехам. На заднем плане виднеются корабли, что знаменует возвышение флота, который до этого времени не был развит. 

Одним из самых знаменитых парадных портретов, отразивших все величие и роскошь этой эпохи, является портрет Людовика XIV Гиацинта Риго (1701, Лувр, Париж). Риго создал достоверное изображение короля, его черты лица должны были легко узнаваться и верно передавать индивидуальные особенности внешности, чтобы оставить след в истории, а также, чтобы запечатлеть себя для потомков. Так, изначально он предназначался как подарок внуку Людовика, Филиппу V испанскому. Как большинство портретов монархов этого времени, он не должен был отражать истинные чувства и характер Людовика XIV. Здесь также, как и в ранее упомянутом произведении - внимание к деталям, особенно это заметно в том, как подробно и тщательно написан костюм короля, вплоть до пряжки на обуви, красных каблуков его туфель. Конечно, намерениями Риго было прославить монархию, и у него это вышло. Людовик XIV представлен во всем величии.  Это выражается  в  его элегантной позе и надменном выражении лица, королевских регалиях, в бархатном троне, церемониальной мантии с геральдической лилией «fleur de lys», а также вертикальной колонне на заднем плане, которая вместе с драпировками служит обрамлением его образа величия и королевской власти и является очень распространенной деталью на парадных портретах.

Король-меценат

Как и в предыдущем веке изображение правителя как покровителя искусств и наук довольно часто встречалось в живописи и скульптуре. Для Людовика XIV это также было важно для поддержания собственного авторитета и авторитета государства – просвещенной державы.

Хорошим примером служит групповой портрет, написанный Анри Тестеленом. На нем изображены Кольбер, представляющий Людовику XIV членов Королевской Академии наук, и сам монарх, который чинно восседает на троне, в окружении придворных. На заднем плане виднеется Академия наук, основанная в 1667 году. Здесь также довольно подробно изображены детали, например, развернутая карта и глобус, которые говорят зрителю о почтении и покровительстве Людовика наукам.

Картина Жана Гарнье изображает Людовика в окружении различных атрибутов искусств как мецената.

Скульптурные портреты

Интересными также будут изображения «Короля-солнца в скульптуре».  Джованни Лоренцо Бернини, итальянский архитектор и скульптор эпохи барокко, создал репрезентативный портрет Людовика XIV во время своего визита в Париж. Король вновь изображен во всем своем величии, что особенно подчеркивает его благородное лицо и приподнятый подбородок. В то же время удачно выполненная, словно развевающаяся, ткань его костюма подчеркивает романтический характер его образа просвещённого короля - знатока прекрасного, покровителя искусств. Созданный Бернини пышный бюст послужил образцом для подражания барочным скульпторам.

Еще один бюст, который стоит упомянуть, был выполнен Антуаном Куазево, который в то время был придворным художником Людовика XIV. Этот портрет более декоративный, отражает моду того времени на роскошь, пышность и богатство. В портрете отображена «солнечная» символика – парик короля напоминает лучи солнца. Его лицо не идеально, но он величественен и изящен. Здесь помимо воздушно шелкового платья, Людовик облачен в доспехи, ведь король не только покровитель искусств, но и воин.

Военные портреты

Конец XVII века – эпоха роста военного могущества Франции, расширения структуры ее вооруженных сил. Одной из любимых тем для заказа Людовика были его парадные портреты в виде война, в образе победителя, несмотря на то что далеко не все военные кампании Людовика заканчивались победой. Военные портреты имели цель поддержания королевского имиджа.

«Портрет Людовика XIV» был написан Гиацинтом Риго в 1701. Король-солнце представлен стоящим в полном вооружении на фоне долины, где разворачиваются боевые действия. Белая развевающаяся ткань на костюме своими очертаниями напоминает цветок лилии - геральдический символ Бурбонов. Портрет показывает монарха на вершине его триумфа и могущества.

Изображение Людовика как победителя очень типично для этого времени. Мастера обращались к традициям барокко, в европейском искусстве были довольно распространены конные портреты монархов и аристократов, на которых фигура воина была представлена в современных доспехах в трехчетвертном или полном размере на фоне ландшафта, который обычно показывает идущее сражение. Как, например, конный портрет Филиппа IV, короля Испании, написанный Диего Веласкесом или конный портрет Карла I кисти Антониса ван Дейка.

Среди портретов Людовика XIV также встречаются подобные – например, картина, написанная фламандским живописцем, Адамом Франсом ван дер Мейленом, работавшим при дворе «Короля-Солнце», представляет пейзаж на фоне баталии, с фигурой с тщательно выписанным костюмом, изображает Людовика XIV при осаде Безансона в 1674 году. Зрителю представляется военная панорама с иллюзиями мирового господства монарха, поскольку создается ощущение, что он парит над миром.

Еще один конный портрет короля изображает Людовика XIV верхом на коне во время взятия Намюра и увековечивает удачную осаду крепости в 1692 году в ходе войны Аугсбургской лиги. Сама Победа венчает короля лавровым венком. Композиция соответствует стилю барокко, что смотрится несколько неловко, поскольку попытка художника классицизма добавить движение на картине очень заметна, что выглядит неестественно.

Помимо военных портретов популярны были изображения Людовика в кругу семьи.

У короля была большая семья, групповые портреты в кругу семьи символизировали великолепие монарха, процветание королевского рода и его наследников. Например, на портрете Людовика XIV кисти Николя де Ларжийера ок. 1710 г. изображен король в окружении своих наследников. Обращая внимание на его руку, протянутую маленькому мальчику, своему старшему правнуку герцогу Бретонскому, исследователи предполагают, что именно в нём Людовик видел своего преемника. За фигурами людей на дальнем плане расположены два скульптурных бюста, один изображает Генриха IV – первого короля из династии Бурбонов, что вновь говорит о легитимности власти Людовика, которому принадлежит второй скульптурный портрет, таким образом, он ставит себя наравне с Генрихом Бурбоном, указывая на свое величие и благородное происхождение.

Не менее интересным является групповой портрет семьи Людовика XIV в образах мифологических персонажей. Так, король Людовик XIV предстает, как Аполлон в лавровом венке, со скипетром, увенчанным солнцем, с атрибутами бога Аполлона. И в то же время трон и скипетр являются символами королевской власти. Аполлон, бог Солнца, искусств и гармонии, объединяет все добродетели, необходимые королю, гаранту порядка и стабильности в королевстве.

Все члены его семьи представлены, как божества и мифологические персонажи. Так, королева-мать, Анна Австрийская, изображена в образе Деметры, а Филипп Орлеанский в образе Авроры, он держит в правой руке рог изобилия, увенчанный сияющей звездой. 

Аллегорические изображения

В это время живописцы особенно любили аллегорические изображения монархов, которым также нравилось сравнение с героями, богами и великими завоевателями.

Шарль Лебрен, главный придворный художник, создает в Версале в Зеркальной галерее цикл изображений из жизни Людовика XIV с сочетанием аллегорических и реальных фигур, которые напоминает серию Рубенса о жизни Марии де Медичи. В то время циклы, посвященные одному правителю были широко распространены.

Ведущая роль Людовика в этой истории подчеркивается тем, что его решение править единолично (1661 год) стало основной темой изображений потолка Зеркальной галереи. Там он запечатлен в римских доспехах в образе Александра Македонского. Выбор персонажа можно объяснить тем, что в это время во французской живописи прочно утвердился классицизм, когда особенно возрос интерес к античности, зародившийся еще в эпоху Возрождения. Кроме того, Людовик XIV восхищался великим полководцем и пытался ему подражать. Подобное его изображение также показывало короля как могущественного правителя и завоевателя, тешило его амбиции по завоеванию мира.

Еще одно аллегорическое изображение Людовика кисти Шарля Лебрена посвящено блестящему взятию провинции Франш Конте, где король предстает завоевателем, торжественно созерцающим происходящий хаос, в римских доспехах и парике, что также является отсылкой к образу Александра Македонского, вокруг него многочисленные аллегорические фигуры – поверженные молодые женщины, олицетворяющие взятые города, а взбирающиеся на холм Геркулес и Минерва символизируют взятие крепости. Бог войны Марс и другие мифологические персонажи являются лишь аллегорической свитой монарха, что вновь показывало легитимность и божественность правления монарха, власть, данную ему свыше как наместнику Бога на земле.

XVII век всегда считался «золотым веком» изобразительного искусства, а также великим веком процветания французской культуры и могущества Франции. Во вторую половину века произошел беспрецедентный расцвет литературы, философии, музыки, архитектуры и изобразительного искусства. Это произошло под эгидой Людовика XIV, который был не только покровителем искусства, но и главным законодателем моды этого времени. Под его руководством, развивая и удовлетворяя его амбиции и политические интересы, укрепляя королевскую власть, в искусстве «большого стиля» появляются новые черты и тенденции.

Мария Войтенко

Список источников

  1. Allen C. French painting in the Golden Age. – Thames & Hudson, 2003.
  2. Rosenberg P., Funaroli M. France in the Golden Age: Seventeenth-century French Paintings in American Collections. – Metropolitan Museum of Art, 1982.
  3. Blunt A., Beresford R. Art and architecture in France, 1500-1700. – Yale University Press, 1999. – Т. 62
  4. Louis XIV. Le métier de roi. Mémoires et écrits politiques / Éd. J.-C. Petitfils. Paris, 2012
  5. Птифис Ж. К. Людовик XIV. Слава и испытания. – 2008.
  6. Claire Constans, Le Brun, Charles, Paris, 1690.
  7. Война Аугсбургской лиги

Дальше

Другие темы курса