• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образ СССР в болгарской поэзии

После Октябрьской революции 1917 г. и окончания Первой мировой войны левые политические идеи начали приобретать популярность среди части болгарского общества.

Автор одного из первых болгарских стихотворений о Советской России – Христо Смирненски

Автор одного из первых болгарских стихотворений о Советской России – Христо Смирненски
Фото: «Дума»

В начале 20-х годов поэты с социалистическими и коммунистическими взглядами считались авангардом литературной жизни – журналы «Везни» и «Пламък» опубликовали социально-философские произведения таких авторов, как Гео Милев, Христо Ясенов, Ламар и др.

Гео Милев не раз в своих статьях признает влияние политических событии и видит в творчестве русских пост-символистов и футуристов «спасение России», но и «манифестацию народной души»[1]

Однако болгарские авангардисты затрагивают в своей поэзии более широкие и сложные темы, а свое мнение о политике они заявляют в статьях. Конкретный и недвусмисленный образ молодого Советского государства можем найти в стихотворении Христо Смирненского «Москва»:  
 

  • «Москва! Москва! Ты символ революций,
    ты хлеб и мир, ты самый главный бой.
    Москва! Москва!
    Пример тобою подан.
    Звучат слова
    о счастье всех людей –
    и слушают Париж, Берлин и Лондон,
    Москва, твое воззвание к народам
    с твоих еще горячих площадей.»[1]
     

Смирненский, 20-летний беженец из Македонии, живущий в трущобах Софии, видит в революции шанс выхода из бедности и страданий масс. Поэт видит в коммунистическую идею («Горят твои рубины,/сердца пятиконечные твои») более справедливый порядок, применение равенства и конец классового разделения, для него СССР служит светлым примером, как нужно переустроить всю жизнь, чтобы люди стали добрее и счастливее («Сбылось, о чем мечтала/ты, мать моя, ты, сверстница моя”).

В целом, сборник стихов Смирненского «Да будет день!» посвящён человеческой борьбы за справедливость, изображению социальных проблем и желанию изменить мир к лучшему. Таким образом, можем увидеть, что в начале 20-х годов СССР был символом всего нового и прогрессивного. Однако после Сентябрьского восстания 1923 г. коммунистическая партия в Болгарии была запрещена и в периоде 1923 – 1925 коммунисты преследовались правительством. Поэтому и советская тематика в поэзии болгар приобрела второе дыхания после переворота 9.09.1944 г., в результате чего в Болгарии установилось  управление Болгарской коммунистической партии.

В периоде 1944 –1989 стихи о Советском Союзе во многом несли пропагандный характер и имели за цель подтвердить принадлежность Болгарии к социалистическому строю, братство со «страной рабочих и крестьян». Уже к 1956 г. популярны были стихи Усина Керима и Орлина Орлинова.[2]

В своей поэме «Ода советскому союзу» Орлинов пишет: «Кто тебе, СССР, изменит, он изменяет великой правде» и «Шутки нет и нет обмана, сегодня путь один». СССР превращается из символа утопической мечты будущего в символ непогрешимости, стабильности жизни («ты должен все знать»/ «ты должен все уметь») [3].

С сегодняшней точки взгляда такие произведения рассматриваются, как стихи «кабинетных поэтов», чья единственая цель – писать о правильности режима. По мнению переводчика Николая Флорова кроме Орлинова, флагманом «придворной поэзии» является и Венко Марковски. В электронном магазине «Книжен пазар» можно найти сборник стихов Марковского «Стихи про СССР» (1977 г.) со следующим посвящением: «Тов. Вълкану Шопову – за победу настоящего марксиста-лениниста».[4]

В отличии от образа Российской империи, тут уже культурная близость народов, общая история и традиции уходят на второй план – важнее всего идеология и вера в идеологию. Даже после аварии в Чернобыле в свеой элегии Марковский утверждает: «Мы остановим миллитаристкого зверя / Мы – воюющии пролетариат» и:
 

  • «В Чернобыле белеет саркофаг
    реактора с мирной целью.
    Смелый редактор под советским флагом,
    за науку он и умер.» [1]

     

    [1] Веселинов, Веселин – Чернобил / Журнал LiterNet, 16.08.2008, № 8 (105) // URL: https://liternet.bg/publish8/ves_veselinov/chernobil.htm

Таким образом «правильность» определяется абсолютно идеологией. Одно из немногих «неправильных» произведений того периода – «Письмо к Ваньке с танком» юмориста Хаджи Бойко Бочева.

  • «Была «святой» дружба наша, «чистой»,
    и все мы кормили танкиста,
    а ты нас охранял своим танком
    и взял у нас последнюю луканку.»[1]
     

    [1] Луканка – вид болгарской колбасы

Однако эта критика коммунистического режима вышла в свет слишком поздно – в 1990 г., когда в Болгарии проводились первые демократические выборы и весь «восточный блок» был в начале перехода от социализма к демократии, а СССР через год перестанет существовать.

Образ СССР в болгарской поэзии был построен исключительно на идеологической основе – до 1944 г. СССР был предметом поэзии левой интеллигенции, которая видела в нем надежду и разрешение социальных и экономических проблем в периоде после Первой мировой войны. После прихода коммунистической партии в Болгарии официальная поэзия начала восхвалять СССР как символ «правильности» социалистического строя, а критические стихи начали издаваться только после падения тоталитарного режима в Болгарии 10.11.1989 г.

Денис Молодцов

Другие темы курса

 

Дальше