• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лейтмотивы в кино и компьютерных играх

Лейтмотивы в кино и компьютерных играх

В своём расцвете лейтмотивная техника приобрела не только богатство форм и проявлений, но и их чрезмерное усложнение и запутанность, как можно было почерпнуть из предыдущего материала. Вскоре музыкальный мир и вовсе встал перед “кризисом романтической гармонии”, музыкальные формы и средства выразительности были исчерпаны. Вместе с ними в некий тупик зашла и лейтмотивная техника, чему способствовали не в последнюю очередь негативная коннотация вагнеровской музыки и антиромантические тенденции, воспоследствовавшие Первой мировой войне.

Выход из ситуации удалось найти путём “членения” всего и вся, путём стирания границ как таковых в музыке XX века. Большую роль здесь сыграл назревающий разрыв между академической и набирающей всё большую востребованность “популярной” музыкой. На фоне всеобщей демократизации искусств профессиональная музыкальная среда обосабливалась, а поиски новых средств и форм выразительности зачастую переходили в неудобоваримые для слухового восприятия эксперименты — музыкальный авангард был попросту “несправедлив” по отношению к неподготовленному слушателю.

Подобная музыка не могла “хорошо продаваться”, в отличие от музыки популярной. И именно в лоне популярной музыки, более близкой, понятной и доступной простому слушателю, произошло переосмысление и новое рождение лейтмотивной техники.

Лейтмотив заиграл новыми красками в эпоху шлягерной музыки — музыки узнаваемой и несущей в том числе коммерческую функцию. Музыка становится брендом, а бренд должен быть узнаваем. Однозначно узнаваемый и ассоциируемый с чем- или кем-либо мотив — лейтмотив становится своего рода “бренд-мотивом”.

Особенно существенной роль такого “бренд-мотива” становится в искусстве мейнстримного и коммерческого русла — в кинематографе и компьютерных играх. При этом, в компьютерных играх запрос на лейтмотивы ещё выше, чем в кинематографе — наличие интерактива предполагает наличие времени на принятие каких-либо решений игроком в условиях, помимо прочего, музыкального “нагнетания” обстановки.

Огромную лепту в развитие лейтмотива внёс Дж. Уильямс (род. 1932) — автор саундтреков к таким киноэпопеям, как “Звёздные войны”, “Гарри Поттер”, “Парк Юрского периода” и др. Одним из наиболее узнаваемых лейтмотивов космической саги “Звёздные войны” является “Имперский марш” — его звучание однозначно даёт слушателю и зрителю понять, что далее в кадре, если ещё нет, либо же в разговоре, мыслях, воспоминаниях персонажей появится нечто связанное с Империей.

Аналогичный пример, предвосхищающий героическое превозмогание — “тема Мстителей” из киновселенной Marvel. Композитор — А. Сильвестри (род. 1950), автор саундтреков к “Мстителям”, “Форресту Гампу”, “Назад в будущее”, “Судья Дредд” и др.

Другой пример лейтмотива, являющегося одним из главных брендовых элементов франшизы, красной нитью проходящей через все фильмы, многократно изменяясь и звуча в ней фрагментарно, но всегда однозначно узнаваемой — “тема Агента 007” М. Нормана (род. 1928).

Особо богата на разнообразные лейтмотивы вселенная компьютерной игры World of Warcraft. Ниже представлена, например, тема Иллидана. Композитор — Р. Брауэр.

Другая вселенная The Elder Scrolls также весьма богата на лейтмотивный материал. Тема Nerevar Rising вовсе стала основой для всей серии игр вселенной, появляясь в их заглавных темах и других треках. Ниже представлена она же — тема Драконорожденного. Композитор — Дж. Соул (род. 1975), автор саундтреков к играм серии The Elder Scrolls, Guild Wars, Warhammer 40.000: Dawn of War и др.

В заключение серии статей подведём итоги развития лейтмотивной техники. Как можно увидеть, в наше время музыкально-композиционное решение лейтмотива стало узнаваемым и простым для восприятия. Рассчитанный на массовое принятие и понимание, лишённый узко-профессиональной необходимости быть проанализированным и как-либо научно трактованным — то есть, направленный прежде всего на аффект и эффект, лейтмотив вернулся к своим утилитарным (в положительном смысле), метаинформационным функциям: он является не ядром происходящего, а простым и понятным маркером определённой ситуации в рамках определённого контекста.

Ксения Зиновьева

Список источников

  1. Э. Курт. Романтическая гармония и её кризис в “Тристане” Вагнера. – М.: Музыка. – 1975.
  2. Лейтмотив. Посмотре.ли. URL: https://posmotre.li/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2

Другие темы курса