• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Контакт" с нечеловеческим разумом: ключевой элемент повествования в фантастической литературе

Когда речь идёт о двух разумных цивилизациях с разных планет, понятие «контакта» приобретает особое значение. В истории человечества с событием подобной важности можно сравнить разве что колонизацию европейцами Южной и Северной Америк, когда происходили встречи народов, которые прежде и не подозревали о существовании друг друга. Обычаи, религии, моральные представления и технический уровень этих народов были настолько различны, что обе стороны с трудом идентифицировали друг в друге людей, то есть себе подобных.

Кадр из фильма "Инопланетянин" (1982)

Кадр из фильма "Инопланетянин" (1982)
Источник: smartfacts.ru

Человечество XXII века из книг братьев Стругацких представлено как общество, для которого гуманность во всех отношениях стоит на первом месте. Кроме того, герои всех романов осознают ответственность, которая возлагается на тех представителей человеческой цивилизации, которые вступают в контакт с инопланетянами. С этой целью в 2080 году, в соответствии с хронологией событий в цикле «Мира Полудня», на Земле была создана первая Комиссия по Контактам с инопланетными цивилизациями (КомКон-1). Следует отметить, что создание данной организации почти на полвека предшествует первому непосредственному контакту человечества с инопланетным разумом, который описан в книге «Полдень, XXII век» и произошел в 2128 году.

Конечно, к тому времени уже были обнаружены заброшенные города Странников*, и человечество уже точно знало о существовании других разумных видов в космосе, однако уже тогда ведущим умам человечества было ясно, что к контакту с ними необходимо готовиться, прежде всего, морально. Именно таким был Леонид Андреевич Горбовский, один из ключевых персонажей цикла. В рассказе «О странствующих и путешествующих» из романа «Полдень, XXII век» он приводит следующие рассуждение:

“…разум в космосе есть… Это несомненно… Но он не такой, как мы думаем. Не тот, которого мы ждём. И ищем мы его не там. Или не так. И попросту не знаем мы, что ищем…”.

 

Первый подземный «город» Странников (предположительно негуманоидной сверхцивилизации, следы деятельности которой люди обнаруживали на разных планетах, а том числе на Земле) был обнаружен на Марсе в 2020 году, как описано в книге «Полдень, XXII век». По характерным очертаниям, а также неизвестному материалу (позже он был назван «янтарином»), из которого был построен «город», люди сделали вывод, что это искусственное образование, построенное явно разумной цивилизацией для неизвестной цели.


 

На момент, когда были сказаны эти слова, контакт с инопланетянами — это уже не фантастика, а реальное, ближайшее будущее, которое предчувствуют все. При этом человечество одолевает одновременно и любопытство, и страх, потому что контакт с нечеловеческим разумом сулит человечеству ни много ни мало революцию в самосознании. Об этом Горбовский говорит так:

“Они могут встретиться с нами в любую минуту. Лицом к лицу. И – вы понимаете – они могут оказаться неизмеримо выше нас. … Боюсь небывалого унижения человечества, гигантского психологического шока. Ведь мы такие гордые”.

Горбовский предчувствует, что человечество будет болезненно переживать потерю своей исключительности и главенства в интеллектуальном плане над всеми другими живыми существами. По его мнению, люди ещё не готовы к контакту с разумными инопланетянами хотя бы потому, что в человеческом сознании не сформированы критерии разумности, по которым в принципе можно отличить разумную цивилизацию от прочих форм жизни:

“Мне надо искать следы разума во Вселенной, а я не знаю, что такое разум. … Вы мне скажите: вот я нашел термитник – это следы разума или нет? <…> Я уж не говорю о самих носителях разума. Ведь можно же двадцать раз пройти мимо и только нос воротить от скользкого чучела, хрюкающего в луже. А чучело рассматривает тебя прекрасными жёлтыми бельмами и размышляет: «Любопытно. Несомненно, новый вид. Следует вернуться сюда с экспедицией и выловить хоть один экземпляр…»”.

Любопытно, что в книгах братьев Стругацких нет полноценного описания первого контакта землян с нечеловеческим разумом. В книге «Попытка к бегству» и в романе «Обитаемый остров» описаны первые встречи героев с жителями планет Саула и Саракш, однако эти жители ни чем с точки зрения разума не отличаются от людей.

В предыдущей главе мы уже говорили о том, как маловероятно, с точки зрения эволюции, обнаружение в космосе абсолютной кальки человеческого вида, однако цикле «Мир полудня» инопланетяне гуманоидного типа встречается в каждой второй книге (помимо двух перечисленных: в романах «Трудно быть богом» и «Парень из преисподней»). Проблематика данных книг, как правило, достаточно сильно отличается от тех, в которых на передний план выходит контакт землян с нечеловеческим разумом.

В каждом случае инопланетное человечество представлено как менее развитое в техническом и моральном отношении, находящееся в состоянии угнетения правящим тоталитарным государством. В этих сюжетных перипетиях легко угадывается наша собственная печальная история диктаторских режимов, ужасы которых Стругацкие застали в молодом возрасте. Именно поэтому, вероятно, в этих книгах авторы изображают героев максимально похожими на нас — чтобы читатели видели в них себя. Лишь в «Обитаемом острове» указывается, что главный герой, Максим Каммерер, отличается от обитателей планеты Саракш (тем, что на него по каким-то причинам не действует излучение башен, а также тем, что он сильнее, быстрее и выносливее — благодаря биоблокаде, а вовсе не эволюции), но и то только затем, чтобы дать землянину преимущество перед ними.

В этом же романе описывается первая встреча людей с голованами, разумной расой киноидов с Саракша — единственный эпизод, который можно посчитать примером описания «первого контакта». Этот контакт был случайным и, по сути, состоял в том, что Максим отпустил пленного голована вместо того, чтобы убить его, потому что тот почти членораздельно произнёс его имя. Этого оказалось достаточно, чтобы землянин признал за ним право на жизнь, сочтя за «брата по разуму». Потом оказалось, что голованы действительно разумны, и люди стали активно с ними сотрудничать. Однако как именно люди впервые целенаправленно вступили с ними в контакт, нигде не описывается.

В цикле упоминаются ещё две негуманоидные цивилизации, обладающие нечеловеческим разумом в самом полном значении слова (тагоряне и ленидяне), однако и в этих случаях Стругацкие как будто сознательно избегают темы первого контакта. Можно сделать предположение, что этот поистине исторический момент настолько выходит за рамки человеческого сознания, что авторы не решились придумать, какими будут первые слова, сказанные друг другу представителями разных разумных видов, да и слова ли это будут вообще.

Тем не менее, на страницах цикла романов «Мира Полудня» есть два примера неудавшегося контакта, которые очень интересно проанализировать. Первый описан в рассказе «Благоустроенная планета» всё в той же книге «Полдень, XXII век». В нём описана ситуация, когда люди прибыли на некую планету, оставшуюся в рассказе безымянной, с чисто практическими, можно даже сказать колонизаторскими целями. Едва попав на «благоустроенную планету», люди сразу замечают, что на ней всё как-то подозрительно удобно сложилось: процветающая природа, нет вредных насекомых, всё вокруг в прямом смысле цветет и пахнет. Постепенно они догадались (скорее даже интуитивно), что за всем этим благополучием стоит чей-то разум.

Нужно сказать, что к моменту описываемых событий человечество ещё ни разу не вступало в контакт с инопланетными цивилизациями, однако определённые критерии разумности у людей уже были. В частности, одним из таких признаков считался технический прогресс. Однако в данном случае люди попали на планету, разумные обитатели которой пошли по иному пути: биологического преобразования окружающего мира.

Люди есть люди. Попав на новую планету (необитаемую, как они думали), они стали вести себя как хозяева. Один из героев, доктор Мбога, даже из предосторожности убил животное, которое, как оказалось, не просто не представляло для людей опасности, но ещё и оказалось медоносным. Потом герои обнаружили, что у них пропадают вещи — такого рода «контакт» попытались установить с ними обитатели планеты. Однако люди, привыкшие к агрессивной среде на других планетах, вместо того чтобы как-то аккуратно попробовать завязать с ними «диалог», напугали их.

Неизвестно, какой исход имела бы эта ситуация, если бы руководителю экспедиции не хватило мудрости принять единственно верное в этой ситуации решение — покинуть планету. Не все участники экспедиции были согласны с этим решением, ведь до того, ни у кого из исследователей космоса не было шанса вступить в контакт с инопланетным разумом, и отказаться от такой возможности было не просто. Один из героев, Геннадий Комов, протестовал:

«…не хочу уходить, хочу разыскать их, встретиться с ними, поговорить, поглядеть, какие они. Неужели, наконец, это случилось? Не какие-нибудь безмозглые ящеры, не пиявки какие-нибудь, а настоящее человечество. Целый мир, целая история… Первый опыт сравнительной истории человечества…».

В конечном итоге чувство ответственности взяло верх. Доктор Мбога решил, что вступать в контакт после того, как они напугали аборигенов, неразумно. У них не было достаточной квалификации для такого дела (команда прибыла на планету с другими целями), а, главное, уже не было на это права.

В данном рассказе поднимается важный вопрос, который уже прежде затрагивался в рассуждениях Леонида Горбовского – что можно считать признаками разума. В данном случае цивилизация пошла по иному пути, нежели человечество (не технический прогресс, а селекция, генетика и дрессировка), однако цель этих методов была та же, что и у нас: преобразование окружающего мира в своих интересах. Возможно, именно этот критерий говорит о разумности больше, чем любой другой. Стругацкие не подводят читателей к этому выводу напрямую, однако он угадывается при анализе данного произведения.

Другой пример неудавшегося контакта описан в книге «Малыш». В этом романе описана уникальная ситуация: инопланетная цивилизация воспитала человеческого ребенка, который не просто выжил на весьма условно пригодной для жизни планете, но и приобрел многие нечеловеческие качества, как физические, так и метальные. Когда люди прибыли на эту планету, опять же, не ожидая обнаружить, что она обитаема, они попытались использовать этого ребёнка в качестве посредника для того, чтобы вступить в контакт с местной цивилизацией. Как и в предыдущем проанализированном эпизоде, на первый взгляд, планета была лишена всяких признаков населённости не только разумными существами, но и вообще любыми формами жизни, кроме самых простейших.

В противоположность «благоустроенной планете», этот Мир казался почти мертвым. Люди ощущали его негостеприимность даже интуитивно, планета точно отталкивала их. Как ни странно, это и оказалось единственным свидетельством разума. Местная цивилизация, опять же, преобразовала окружающий мир «под себя»: сделала его как можно менее биологически активным. Неизвестно почему, но этот нечеловеческий разум не желал никаких контактов ни с кем. Вопрос, зачем же они в таком случае воспитали человеческого ребёнка, также остался открытым. Однако и его они преобразовали «под себя»: Малыш не мог долго выносить присутствие людей, несмотря на то, что тянулся к ним.

«Контакт» в научно-фантастической литературе, в которой предметом изображения является нечеловеческий разум — это термин, обозначающий одновременно и цель, и процесс, и результат. Особенностью книг братьев Стругацких является тот факт, что они подробно описывают приготовление человечество к «контакту», подчёркивают стремление людей к нему, а также результат — сотрудничество разумных видов как факт и его последствия, однако избегают описания самого процесса. Особое внимание они уделяют случаям неуспешных попыток контакта, а успешные — оставляют за кадром.

Мы предполагаем, что фрагментарное изображение пути человека в космосе — это сознательный метод, который авторы используют для того, чтобы подчеркнуть значимость тех эпизодов из этой истории, которые просто невозможно передать при помощи человеческих слов на бумаге. Так на протяжении всего цикла люди постоянно сталкиваются со следами Странников в космосе. Эта неведомая сверхцивилизация, кажется, присутствует повсюду, оказывая влияние на все прочие цивилизации, включая человеческую, но сами остаются неуловимы.

Герои романов предчувствуют, что однажды, возможно, контакт человечества со Странниками состоится, и этой событие, безусловно, стало бы ключевым для всего цикла романов. Однако описано оно так и не было, что только подчёркивает его значимость: контакт со Странниками кардинально изменит человечество, а, может быть, человечество должно кардинально измениться, перейти на какую-то иную ступень развития, чтобы вступить в контакт со Странниками.

Елизавета Борискова

Источники

  1. Аркадий и Борис Стругацкие на сайте Русская Фантастика.

Дальше

Другие темы курса