• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Догмы, перенятые авраамическими религиями

Зороастризм - одна из первых мировых монотеистических религией, которая ознаменовала переход от периода многобожия и разрозненной ритуальной традиции к развитой теологии и ритуальному порядку. Помимо этого, хоть в зороастризме мы не можем отследить строгой догматической системы, учение Заратустры всё ещё является догматическим верованием, основанным на моральных и философских константах, которые впоследствии только разовьются в рамках авраамических религий.

Догмы, перенятые авраамическими религиями

Источник: Shutterstock

Авраамические религии, а конкретно иудаизм, христианство и ислам, – это верования, которые восходят к древней традиции, связанной с именем первого еврейского патриарха – Авраама. И, хоть в данных учениях сложно отследить непосредственное участие пророка Заратустры, влияние его религии и зороастрийских традиций невозможно не заметить. Например, все авраамические религии перенимают традицию Откровения, то есть факт открытия Богом своей сущности и воли перед людьми, чаще всего через пророка [3].

Ещё одна концепция зороастризма, которая повторяется в авраамических верованиях - отсутствие цикличности мира. Во всех вышеперечисленных религиях наш материальный мир имеет чёткие начало и конец, чаще всего знаменующийся победой над “злом”. Другие аспекты истории мира, присутствующие в авраамических религиях и связанные с зороастризмом, – это ожидание прихода Мессии, последний суд, на котором будут наказаны грешники и вознесены праведники, а также последующее восстановление “райского” состояния, то есть мира без грехов и горя.

Влияние зороастризма на иудаизм начинается примерно с VI века до н.э., в период Второго храма. Особенно сильно зороастризм повлиял на иудейскую ангелологию, демонологию и эсхатологию (особое религиозное учение, которое повествует о загробной жизни, судьбе мира и его конце). Когда говорят о влиянии зороастризма на христианство и ислам, в научном сообществе принято разделять аспекты древней религии, которые передались христианству и исламу напрямую через культуру зороастрийцев, и влияние зороастризма через призму иудаизма.

Зороастризм, как одна из первых монотеистических религий, сформировала теологическую систему, которую впоследствии переняли и авраамические религии. Включая в миф о сотворении мира Богом концепцию свободы выбора для каждого существа, быть ли ему плохим или хорошим и как ему поступать, учение Заратустры подняло проблему теодицеи. Теодицея – это теологическая доктрина, которая исследует вопрос существования зла в мире, созданном добрым и всемогущим богом [2]. Если оборачивать проблему теодицеи в понятную дилемму, то можно представить три утверждения, которые не могут быть одновременно истинными:

  1. Бог всемогущ;
  2. Бог полностью добр;
  3. Зло существует.

На протяжении всей человеческой истории самые разные теологи и философы пытались представить свой ответ на данную загадку, сформированную в древние времена Заратустрой. Стоит сказать о том, что различные монотеистические религии дают разные ответы на этот вопрос, лишь развивая дискурс.

Авраамические ангелы и демоны во многом берут начало в зороастризме. Так, образы архангелов восходят к учению о семерых бессмертных духах Амеша-Спентах, а прототипами ангелов-хранителей можно считать Фравашей – души, существующие до рождения и вне зависимости от человека, но оберегающие его. Сложная система ангельской иерархии, которая развивалась в авраамических религиях, также присутствует в зороастризме: есть духи, наиболее приближенные к Ахура Мазде, Амеша-Спенты, но есть и другие достойные почитания божественные творения, Язаты.

Стоит сказать о том, что некоторые обряды в авраамических религиях очень походят на зороастрийские ритуалы. Например, намаз в исламе – это каноническая молитва, которую принято выполнять в течение дня – напоминает молитвенный цикл у зороастрийцев, ведь у них он тоже состоит из пяти частей в день. Время для совершения молитв тоже совпадает: цикл состоит из утренней молитвы, полуденной, предвечерней, вечерней и ночной.

Популярные сюжеты и праздники, связанные с зороастризмом

Один из известнейших христианских сюжетов, связанных с Рождеством, – это поклонение волхвов. Упоминается данное событие в Евангелии от Матфея (2:1—11). Сюжет рассказывает о мудрецах с Востока, которые пришли поклониться младенцу Иисусу и поднести ему дары, связанные с его последующей судьбой. В русской традиции мудрецов называют “волхвы”, однако, в западном мире распространено название “маги”. Маги, в свою очередь, это персидские зороастрийские жрецы.

Изначально никто не знал об их количестве; некоторые предполагали, что мудрецов было 12, однако впоследствии из-за количества принесённых даров их сократили до трех: Каспара, Мельхиора и Валтасара. С течением времени внешний вид и происхождение волхвов изменялось, тем не менее, на старых фресках можно найти изображения мудрецов в иранских одеждах.

Испытание священным огнём, в котором сгорят грешники и вознесутся праведники, присутствует как в зороастризме, так и христианстве. Миф о первой человеческой паре и грехопадении также совпадает: по преданиям иранцев, Ахура Мазда с добротой относился к первым людям, Машье и Машьяне, и избавил их от работы и страданий. Тем не менее, под влиянием злого духа Ангра Майнью, первые люди начали лгать о том, что их создал не Мудрый Творец, а Ангра Майнью, из-за чего Бог сказал паре, что отныне им придется трудиться и возносить жертвы, чтобы выжить. Этот миф довольно точно повторяется в истории Адама и Евы, которых искусил змей, ассоциирующийся в авраамических религиях с владыкой демонов.

Некоторые зороастрийские праздники также перенимались авраамическими религиями. Так, праздник прихода весны Новруз в какой-то момент начали отмечать мусульманские народы. В настоящий момент Новруз является национальным праздником во многих странах: в Казахстане (Наурыз), Кыргызстане (Нооруз), Азербайджане (Новруз), Таджикистане (Навруз), Узбекистане (Навруз), Туркменистане и некоторых республиках РФ [5].

У зороастризма и ислама также есть похожие мотивы, и один из них связан с положением души человека после смерти. Хотя в Коране и нет упоминания подобного сюжета, исламская традиция “сират аль мустаким” описывает мост, через который должны перейти все люди после смерти. На другой стороне моста расположены райские сады, в бездне под мостом – ад. По легенде, для праведников этот мост покажется очень широким и удобным, но для грешников он будет тонкий как лезвие. Этот мост Сират напоминает подобный зороастрийский сюжет о мосте Чинват или о “мосте Реквизитора”, отделяющего мир живых от мира мертвых. Некоторые считают, что арабское слово “Сират” произошло от пехлевийского “Чинват”.

Олеся Белова

Список источников

  1. Эрвад Джехан Багли. Зороастризм и иудаизм: генезис сравнительных верований двух великих религий // пер. Дина Витчинкина. Архив электронного журнала «Суфий».
  2. Бэйли А. Теодицея в религии Заратуштры. Перевод статьи A. Bailey “Zarathushtrian Theodicy”.
  3. Давлятова, Е. В. Мифология зороастризма и становление христианства / Е. В. Давлятова // Ученые записки УО «ВГУ имени П. М. Машерова». – 2010. – Т. 10. – С. 142–148.
  4. Давлятова, Е. В. Отражение морально-этического учения зороастризма в христианстве / Е. В. Давлятова // Ученые записки УО «ВГУ имени П. М. Машерова». – 2011. – Т. 11. – С. 73–79.
  5. Симченко Ю.Б., Тишков В.А., Логашова Дж. Б. Традиционные ритуалы и верования, 1995 — т. 2 — стр. 311.

Дальше

Другие темы курса