• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности имиджа женщины-политика

На данный момент, имидж политика играет одну из ключевых ролей в обеспечении успешности его действий, победы у электората. Однако образ женщины в политике в меньшей степени изучался в академических кругах.

Это связано с длительным исторически обусловленным отсутствием женского представительства в данной среде в связи с поздним получением политических прав. В связи с этим, основные закономерности, связанные с правильной подачей актора, были основаны на традиционно “мужских” особенностях: маскулинности, рациональности, силе.

В предыдущих статьях уже рассматривалось, как приписываемые мужчинам качества используются для формирования выгодного образа на арене. Что же касается женщин, то ситуация носит более сложный характер. Во-первых, стоит отметить, что алгоритмы создания правильной женской политической фигуры “в основном базируются на хорошо изученных техниках мужского имиджмейкинга”[1]. Однако с течением времени они приобрели более нейтральный характер, то есть подходят и мужчинам, и женщинам. Так, например, базовый образ основывается на персональных качествах кандидата, его социальном поле и, наконец, символьной составляющей. Из этого следует, что имидж женщины тоже формируется исходя из этих трех компонентов.

Однако интересным является, что из-за наличия асимметрии в оценке политических деятелей разного пола[2] женщины часто отказываются от деталей, подчеркивающих их принадлежность к “прекрасному” полу, в своем внешнем виде. Это прослеживается в формировании более строгого образа, не отвлекающего внимание электората. В формировании своего имиджа они делают больший упор на аналитические и интеллектуальные способности, чем на характеристики, которые в обществе носят скорее женскую атрибутику (такие, как женственность и привлекательность). Это “делает женщину по-своему психотипу больше похожей на мужчин”[3], - к чему приходит в своем исследовании Д. Фатыхова. Действительно, одной из ключевых особенностей женского имиджмейкинга является включение в свой образ не только женских характеристик, но и мужских. Во многом это связано с тем фактом, что сложившиеся “женские” качества, такие как эмоциональность, мягкость воспринимаются обществом, как слабости и недостатки женщин в политике[4]. Подобные стереотипы в обществе обязательно учитываются при построении имиджа женщины-политика[5], поскольку образ строится, в первую очередь, на основе массовых представлений о том, каким должен быть лидер в зависимости от пола. Несмотря на то, что данная стратегия лишь сильнее стигматизирует общественное отношение к женщинам-политикам, она позволяет получить большую поддержку со стороны населения.

[1] Кисловская К. В. Конструирование имиджа женщины-политика в России: проблемы и преимущества // Власть. 2018. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-imidzha-zhenschiny-politika-v-rossii-problemy-i-preimuschestva (Дата обращения: 21.11.2022)

[2] Фатыхова Д. Р. Имидж женщины - политического лидера в современной России // ВЭПС. 2008. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-zhenschiny-politicheskogo-lidera-v-sovremennoy-rossii (Дата обращения: 21.11.2022).

[3] Кузнецова Э.Г., Паблик рилейшнз, М., Юниверсум, 2010, 278 с.

[4]Политика с женским лицом: российский вариант. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (Дата обращения: 24.11.2022)

[5] Селентьева Д. О. Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-5 (16).[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-zhenschiny-politika-v-sovremennom-politicheskom-prostranstve (Дата обращения: 21.11.2022).

Какие основные особенности можно выявить в формировании женского политического имиджа?

Как говорилось ранее, женщина-политик включает в себя характеристики как женские, так и мужские. Из этого следует, что образ более многогранный чем у мужчин. В разных странах существуют свои классификации женщин-политиков, однако если говорить о российской среде, то отечественная исследовательница О. Попова сформировала достаточно полную типологизацию. В ней представлены четыре основных (базовых) типа имиджей женщин-политиков: “деловая женщина” (И. Хакамада, Э. Набиуллина, Т. Голикова), “интеллигентная интеллектуалка” (Э. Памфилова, Е. Лахова), “деятель советского образца” (Л. Слиска, В. Матвиенко), “борец за права” (С. Умалатова, В. Новодворская)”[1]. Конечно, все зависит от того, на что именно обращать внимание при формировании тех или иных “типов”. Более того, нужно иметь в виду, что любая категоризация упрощает и обобщает компоненты.

Неоднозначным аспектом в формировании образа женщины-политика является использование фактора семейных отношений. С одной стороны, необходимость ведения быта, ориентированность на семью являются третьим по счету недостатком женщин–политиков по сравнению с мужчинами-политиками[2]. С другой стороны, семейность, наличие детей формирует в сознании образ матери и тех качеств, в которых нуждается любой человек - забота, любовь.  Так, у мужчины-политика семейный статус позитивно влияет на формирование образа (потому что происходит ассоциация с обликом отца и отцовскими качествами), однако не является обязательным и детерминирующим. В то время как для женщин-политиков этот социальный аспект играет одну из ключевых ролей[3].

Таким образом, существует де-факто гораздо больше требований к формированию имиджа женщины-политика. Более того, из-за множественных стереотипов женщинам приходится играть на стигмах, закрепленных в обществе для победы у электората, например, отказываться от более женственных нарядов и делать свой образ гендерно нейтральным, как, например, произошло у бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. В дополнении к этому из-за неустойчивости доверия к женщинам-политикам работа над образом становится еще сложнее - как пример, необходимость упоминания семейного положения. В связи с этим можно говорить о явно прослеживающемся гендерном неравенстве даже в такой сфере, как политтехнология.

[1] Попова, О. В. Российские женщины-политики: проблемы эффективности имиджа и формирования группы поддержки / О. В. Попова // Политический анализ. – 2002. – № 3. – С. 68-80. – EDN SGXZUR.

[2] Политика с женским лицом: российский вариант. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (Дата обращения: 24.11.2022)

[3] Селентьева Д.О. Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-5 (16).[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-zhenschiny-politika-v-sovremennom-politicheskom-prostranstve (Дата обращения: 21.11.2022).

Софья Зорина

Список источников

  1. Кисловская К. В. Конструирование имиджа женщины-политика в России: проблемы и преимущества // Власть. 2018. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-imidzha-zhenschiny-politika-v-rossii-problemy-i-preimuschestva (Дата обращения: 21.11.2022)
  2. Кузнецова Э.Г., Паблик рилейшнз, М., Юниверсум, 2010, 278 с.
  3. Политика с женским лицом: российский вариант. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (Дата обращения: 24.11.2022)
  4. Попова, О. В. Российские женщины-политики: проблемы эффективности имиджа и формирования группы поддержки / О. В. Попова // Политический анализ. – 2002. – № 3. – С. 68-80. – EDN SGXZUR.
  5. Селентьева Д. О. Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-5 (16).[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-zhenschiny-politika-v-sovremennom-politicheskom-prostranstve (Дата обращения: 21.11.2022).

Дальше

Другие темы курса