• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Японская колонизация. Счастье или проклятье?

В России и не только до сих пор идут споры о том, была ли японская колонизация полезной для последующего развития Кореи. И с такой же регулярностью появляются новые трактования фактов, которые вводят неподготовленного читателя в банальное замешательство.

Японская колонизация. Счастье или проклятье?

Так была ли колонизация благодатью или наоборот, проклятьем?Ответ – была и тем, и другим. Вопрос скорее в том, кто получал чеканную монету от колониального правительства, а кто неизменно страдал от вседозволенности новой власти. В массе своей от прихода японских колонистов выиграла только верхушка корейского общества и зажиточные янбаны, которые не перечили новой администрации.

Янбаны – высшее сословие в корейском обществе, принадлежность к которому передавалось по наследству.

Наверняка, интересующиеся историей Кореи люди слышали про цивилизацию, которую прогрессивные японцы принесли не очень прогрессивным корейцам. Однако в реальности это лишь толкование событий подобной величины в черных или белых тонах без попытки критического подхода к рассмотрению проблемы колониального периода на полуострове.

Колониальный период вполне справедливо можно поделить на три части:

  1. «Сабельный режим» 1910 – 1919 гг.
  2. «Культурное правление» 1919 – 1930-ые гг.
  3. Вторая половина 1930-ых – 1945 гг.

Рассмотрим каждый из них по отдельности, и начнем мы с загадочного названия «Сабельный режим».

«Сабельный режим» - наименование периода с 1910 по 1919 гг., когда существовал жёсткий полицейский контроль, а учителя и японские государственные служащие были обязаны носить с собой саблю везде, где появляются.

Данный период затруднительно истолковать двояко. Стоит начать с того факта, что официальное присоединение Кореи к Японской империи ознаменовало усиление гонений на патриотические организации, которые отстаивали независимость Кореи. Одной из таких организаций было «Общество Нового Народа», которое было закрыто в 1911 г. благодаря сфабрикованному «делу 105 человек» [1, c. 46]. Это дело можно описать цитатой Михалкова Н. С.: «Если я что-то утверждаю, я не обязан представлять доказательства…». И «Общество Нового Народа» это лишь вершина айсберга, с приходом колониальной администрации усилился контроль прессы, чтобы не допустить какую-либо антияпонскую пропаганду.

«Общество Нового Народа» (Синминхве, 신민회) – патриотическая просветительская организация, существовавшая с 1907 по 1911 гг. Целью организации было возвращение независимости Кореи через воспитание нового народа путем введения современного образования и подъема экономики страны.

Особый «восторг» у корейцев вызвала перепись земель. Королевские земли, земли храмов, муниципалитетов были конфискованы, а при последующем распределении зачастую отдавались исключительно японским переселенцам. Крестьяне столкнулись с необычным квестом: было необходимо документально подтвердить право на владение землей, а во времена Чосон подобного рода право переходило банально по родству и никаких подтверждающих документов доселе не требовалось. В таких условиях все, что оставалось делать неграмотным крестьянам, это арендовать землю у японцев либо образованных корейцев, которые смогли сберечь свою землю.

Неоднозначно все с развитием железнодорожных сетей. С одной стороны, они позволили сформировать единый рынок и преодолеть региональную замкнутость в Корее [1, c. 514], но параллельно строились они руками и за счет корейцев, которые трудились в невыносимых условиях. Впоследствии система железных дорог работала на сбыт японских товаров и вывоз из Кореи всего необходимого для метрополии. Таким образом, современная транспортная сеть появилась, но использовалась не совсем на благо корейцев.

Эти проблемы, а еще постепенное вытеснение всего корейского из культуры колонии, постоянный надзор и жесткие кары за проступки и т.д. в конечном счёте привели к знаменитому Движению 1 Марта 1919 г. – дата, которая до сих пор празднуется в Корее на государственном уровне.

Движение хоть и было жестоко подавлено, но заставило колониальную администрацию пересмотреть свою политику в отношении местного населения. Тем не менее, не стоит с ходу радоваться, что невзгоды корейского народа испарились в один миг. По большому счету жизнь стала слегка проще, но параллельно усилились устремления по ассимиляции корейского населения и превращения его в массу ярых поклонников императора.

Вот мы плавно добрались до следующего этапа колониального прошлого Кореи – «Культурное правление», а «Культурным» оно называется в связи с более мягкой и созидательной политикой колониальной администрации. Однако, по сути, за этот период продолжилось то же самое освоение полуострова, который воспринимался японской верхушкой как плацдарм для последующей экспансии на континент. Вместе с тем усилилась политика ассимиляции корейского населения. Корейский язык, в общем и целом, продолжали вытеснять из образования, хотя его изучение было возвращено в школы. Продолжилось и строительство новых учебных заведений, в том числе и университетов.

Однако стоит понимать, что крайне малое количество студентов являлось корейцами, в Японском Государственном Университете около 25-35 % студентов были корейцами [1, c. 99]. Японская пропаганда настойчиво пыталась объяснить корейцам, что еще в древности они находились под властью японцев [2, с. 24]. В 1922 г. по поручению генерал-губернатора Сайто Макото (1858-1936) была создана специальная комиссия для разработки нового указа об образовании, из 21 члена которой трое были этническими корейцами. Указ обозначил два ключевых изменения: 1) Приближение корейской системы образования к системе образования метрополии 2) Отмена запрета корейцам на поступление в японские учебные заведения и наоборот [3, с. 296].

Часто в защиту колониального правительства приводят довод о ликвидации жандармов, что действительно так. Но интересно, что количество полицейских и их спонсирование из бюджета генерал-губернаторства повысились в сравнении с периодом до 1919 г. при том, значительное число, как их назвали бы сейчас, силовиков составляли сами корейцы. Однако все-таки стоит отдать должное колониальной администрации, ведь телесные наказания для корейцев были официально отменены, но в реальности физическое насилие над заключенными продолжалось, как и прежде.

Также популярен довод про разрешение на учреждение корейских газет. Действительно, после 1919 г. подобного рода право стало доступным и для корейцев, но с одним небольшим уточнением, выпуски должны были пройти предварительную проверку перед тем, как они попадут в руки населения [4, с.336].

Во время «Культурного правления» и в завершающий период колониальной зависимости Кореи 1930-ые – 1945 гг. на ее территории активно развивалась промышленность. Преимущественно она разворачивалась на севере страны поближе к сырью и границам, чтобы сэкономить йены на что-то более важное, например, на будущую войну с давним «другом» Японии Китаем. Казалось бы, промышленность -должна быть безусловным аргументом в защиту Японии, но все не так просто. В непростых условиях и за скромную оплату с переработками на них трудились корейцы [4, с. 338] во благо имперских амбиций Японии. Большая часть прибыли с промышленности уходило в метрополию, а продукция, как и аграрные товары, в больших объемах так же вывозились на японские острова.

Тем не менее, не все за время колониального правления было так ужасно. Были увеличены посевные площади, происходило восстановление массивов лесов, через введение удобрений повышалось плодородие земель, стали использоваться новые сорта риса. Но с началом войны в Китае в 1937 г., к тому моменту сильно милитаризованная Япония, фактически перестала идти на уступки местному населению и усилило свой контроль над ним.

Последний третий период колониального господства Японии над Кореей был полностью связан с экспансией Японии на континенте. С новыми завоеваниями Японии возрастала степень эксплуатации ею Кореи, которая изначально рассматривалась в качестве плацдарма для дальнейшего расширения империи. Использовались как ресурсы полуострова, так и ее население. Корейские мужчины уходили на фронт воевать за интересы метрополии, а большое количество кореянок отсылались в дома утешений, где должны были удовлетворять потребности японских военных. Проблема корейских девушек для утешения до сих пор является камнем преткновения в отношениях между Республикой Корея и Японией.

В конце стоит отметить, что все это время в глазах японцев корейцы, несмотря на пропаганду идеи, что японцы и корейцы – братья, являлись низшей нацией, ведь они, в отличии от японцев, не были детьми мифической прародительницы императорского дома и богини солнца  Аматэрасу. Соответственно корейцы никак не могли претендовать на равенство с японцами и должны были просто являться верными подданными императора – правителя, имеющего власть от богов.

Подводя итог, решать был ли этот период корейской истории плохим или хорошим не совсем корректно. Вернее будет сказать, что начинания Японии были вполне неплохими, но реализация и цели, которые преследовались в ходе развития Кореи, в конечном счете привели к ожесточенной партизанской войне, выступлениям масс и ненависти корейцев в отношении японцев на долгие, долгие годы.

Семен Краенский

Список источников

  1. Тихонов В. М., Кан Мангиль, История Кореи: В 2 т. Т. 2 Двадцатый век / Корея: 1905-1945 гг. (В. М Тихонов); Южная Корея 1945-1992 гг. (Кан Мангиль). М.: Наталис, 2011.
  2. Суть и цель изменения японскими властями учебников истории. Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 2001.
  3. Тертицкий Ф.К. Образовательная политика Японии в колониальной Корее / Ф.К.Тертицкий. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. М., 2012. № 20 (100).
  4. Kim J. A History of Korea: From “Land of the morning calm” to the states in conflict. Indiana University Press, 2012.

Дальше

Другие темы курса