"Он те гыт, я не оч знаю, чё дел-ть". Как человек распознаёт неполные словоформы
Введение в курс.
Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр обосновал необходимость разграничивать речь и язык. «Язык не деятельность говорящего. Язык — это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим» [1]. Речь же обозначает деятельность, инструментом для которой является язык.
Носитель естественного языка, как хозяин кота: владеет им, но подчиняется ему и не осознаёт этого. Человек не может случайным образом менять один звук на другой, путать порядок морфем в словах или слов в предложении, не нарушая грамматических правил.
При этом язык постоянно меняется. Изменения опять же не ситуативны и происходят по определённым законам. Их характер и последовательность поддаются описанию. Тем не менее, удивительно не только то, насколько сильно слова в быстрой разговорной речи могут менять свой облик, но и как мы из этой преобразовавшейся фонетической оболочки выделяем смысл. Очень яркий пример: в одном из бытовых диалогов, которые были проанализированы исследователями из СПбГУ, словоформа представляешь была произнесена как [пы́ш] [2].
Психолингвистика стремится ответить на вопрос, как система языка «хранится» в голове человека и как проявляет себя в речи. Психолингвистов интересует, какие процессы происходят в сознании человека во время речевой деятельности. Со школы мы знаем о традиционном выделении двух методов научного исследования: наблюдение и эксперимент. В эксперименте, в отличие от наблюдения, исследователь манипулирует одним или несколькими факторами, определяя их воздействие на другой фактор.
Экспериментальная психолингвистика начала развиваться в середине прошлого века в США. Её основная задача — сформулировать и проверить гипотезы о когнитивном поведении человека, когда он говорит, слушает, читает или пишет что-либо. Основные направления психолингвистических исследований — порождение и восприятие речи, а также усвоение речи ребёнком. Сейчас собрано много данных о восприятии устной речи и восприятии письменного текста. Изучение последнего проводится с использованием айтрекера. Прибор фиксирует движение глаз, что понятно из внутренней формы этого слова. Причём он используется не только для лингвистических экспериментов.
А вот пример того, как семантически неожиданное слово в предложении может повлиять на движение глаз при чтении:
Арсений Анисимов
Список источников и литературы
- Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. -2-е изд., испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 368 с.
- Фёдорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента: Учебное пособие. — М.: Спутник+, 2008. — 24 с.
- Alfred L. Yarbus, Eye Movements and Vision, trans. Basil Haigh (New York: Plenum Press, 1967).
- Риехакайнен Е.И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность: [монография]. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. — 270 с.
Другие темы курса