Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон — выдающийся художник, занимающий особое место в истории искусства ХХ века. Его картины отражают глубокие человеческие переживания, рефлексию о политических и исторических событиях того периода.
Я просто пытаюсь как можно точнее
воспроизвести образы моей нервной системы.
Я даже не знаю, что все это значит.
Я ничего не говорю.
Говорит ли кто-нибудь что-нибудь
другим людям, я не знаю.
Фрэнсис Бэкон, 1973 г. [3]
Фрэнсис Бэкон — выдающийся художник, занимающий особое место в истории искусства ХХ века. Его картины отражают глубокие человеческие переживания, рефлексию о политических и исторических событиях того периода. Фрэнсис Бэкон в своем творчестве размышляет о духовной борьбе, внутренних конфликтах, собственном опыте, а также отражает связанные с Первой Мировой Войной и Второй Мировой Войной людские страдания и ужас. Бэкона по праву стоит назвать одной из центральных фигур британской живописи. Этот художник искал ответы на витающие в воздухе экзистенциальные вопросы, появившееся после катастроф Первой и Второй мировых войн.
Бэкон работал над своими картинами в эпоху, когда абстрактное искусство очевидно доминировало на международной сцене, однако этот художник выбрал для себя путь фигуративной живописи и вдохновлялся традициями классического искусства, хоть сам он радикально меняет его каноны в своем творчестве. Среди других представителей неофициальной группы художников, известной как «Лондонская школа», картины Фрэнсиса Бэкона выражают, пожалуй, наиболее темные и глубокие аспекты человеческого существования.
Биография художника
Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине. Семья Бэкона принадлежала к англо-ирландской аристократии. Отец будущего художника, в прошлом военный, был человеком жестким и авторитарным, с ним у юного Бэкона регулярно случались конфликты, которые во многом окажут влияние на формирование мрачного характера художника и его мировоззрение. Важным шагом в жизни Бэкона стал переезд в Лондон, там он нашел работу в качестве интерьерного дизайнера.
В изобразительное искусство Бэкон приходит чуть позже, сначала совмещая работу дизайнером с первыми шагами в живописи. Будучи художником-самоучкой, Бэкон часто сталкивался с критикой и многие свои работы уничтожил после написания. Значительный прорыв в его карьере произошел в 1944 году, когда художник создал картину «Три наброска к фигурам у подножия распятия». Этот триптих был шокирующим для зрителей из-за эмоциональной насыщенности этой работы, а также сильно измененных и непохожих на привычные образы существ, то есть из-за самих образов «фигур».
Жизнь Бэкона была наполнена радикальностью. Он вел достаточно богемный образ жизни, встречаясь с друзьями и любовниками в лондонских барах, окружая себя богатыми покровителями, художниками, писателями. Однако личную жизнь Фрэнсиса нельзя назвать «удачно сложившейся». Художник переживал множество драматичных событий в отношениях с другими людьми, как вспоминает Люсьен Фрейд, один из любовников Бэкона однажды даже сильно избил его. [1]
Его картины все чаще становились отражением боли и утраты, особенно после смерти одного из его партнеров в 1971 году — Джорджа Дайера.
Фрэнсис Бэкон скончался 28 апреля 1992 года в Мадриде, оставив после себя существенное влияние на мировое искусство и живопись в частности.
Работы художника
Триптих «Три наброска к фигурам у подножия распятия» стал важной работой в карьере Бэкона. Картина написана в формате триптиха, традиционно ассоциирующегося с религиозным искусством, но её содержание радикально отличается от классической христианской иконографии. Она представляет три почти нечеловеческие фигуры, окруженные мраком. Бэкон искусно переосмыслил образы мучений и заменил библейскую трагедию на более личный символ страдания.
Тела центральных элементов картины искривлены и изуродованы, напоминают анатомические эксперименты или монстров, вырвавшихся из глубин подсознания — фигуры Бэкона представляют из себя определенно живых существ, чьи внешние оболочки могут быть соотнесены с человеческим телом (к примеру, у одной из фигур есть ухо, челюсть, как у человека, а также выпирающие, словно человеческие ребра, кости, у первой слева фигуры верхняя часть туловища напоминает тазовую кость), но в то же время «фигуры» являются полным искажением человеческого тела. [3] Их открытые рты и пустые взгляды вызывают ассоциации с криком, болью или безмолвным ужасом, а яркие цвета и плотные мазки усиливают напряжение, исходящее от картины, а также создает атмосферу болезненности происходящего и усиливает тревожность от просмотра.
Этот триптих можно интерпретировать как отражение ужаса, вызванного Второй мировой войной, и личных страхов самого Бэкона. Распятие, традиционно связанное с идеей искупления, здесь теряет религиозный смысл и становится образом всеобщего страдания.
Работа представляет собой интерпретацию знаменитого портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса, созданного в XVII веке. Бэкон изображает папу, кричащего в муках, окруженного темнотой. Эта картина стала символом борьбы с авторитетом, отражая личные конфликты художника.
Вместо величественного папы, который символизирует власть и авторитет, Бэкон изображает человека, охваченного страхом и отчаянием. Его фигура, словно сидящая на электрическом стуле, подключенном к сети, разрушает и словно стирает человека, олицетворяющего власть, изнутри. Папа Иннокентий Х сидит на троне, но его окружение почти полностью поглощено тьмой. Структура картины построена на резких вертикальных и горизонтальных линиях, которые словно сдавливают фигуру, усиливая чувство клаустрофобии и внушая ощущение удушья. Его рот раскрыт в беззвучном крике, отсылая к «Крику» Эдварда Мунка, но с еще более выраженной экспрессией. Это не просто вопль страха, а выражение экзистенциального ужаса.
Триптих посвящен смерти Дайера и является одной из самых личных работ Бэкона. Размытые формы и напряженная атмосфера передают ощущение пустоты от утраты. Это произведение о внутренней боли Бэкона. Джордж Дайер был возлюбленным и моделью художника, который покончил с собой в 1971 году. Триптих был создан вскоре после этой трагедии, и каждая из трёх частей передает мучительные эмоции утраты, чувства вины и воспоминаний.
Картины триптиха отсылают к личности самого Дайера и воспоминаниях Бэкона о нем. К примеру, центральная часть триптиха показывает фигуру в замкнутом пространстве, которое напоминает туалетную комнату, где партнер Бэкона был найден мёртвым. Чёрный фон, контрастирующий с яркими фигурами, усиливает драматизм. Каждая картина — это момент, застывший во времени, как воспоминание о человеке, который был для художника важен, но которого он не смог спасти.
«Триптих в память о Джордже Дайере» можно рассматривать как реквием по утраченной любви. Это произведение не только подводит итог их отношениям, но и отражает более широкую тему человеческой утраты, которую Бэкон исследовал на протяжении всей своей карьеры. Эта работа остаётся одной из самых трогательных и эмоционально насыщенных в его творческом наследии.
Творчество и особенный взгляд Фрэнсиса Бэкона, обусловленные личным и глубоким восприятием окружающей среды, стали откровением, бросившим вызов традиционным представлениям о живописи. Бэкон создавал картины, которые глубоко проникали в человеческие чувства и эмоции, которые в свою очередь презентовали боль, страх, одиночество и экзистенциальный ужас, связанные с многими историческими катастрофами, такими как Первая и Вторая мировые войны, трагедия в Хиросиме и Нагасаки и другие события, связанные с невиданной ранее жесткостью. Через искажение формы и необычайную выразительность своих работ Бэкон передавал не только физическую, но и психологическую сущность человека.
Бэкон часто ассоциируется с «Лондонской школой», и вместе с другими представителями этого направления: Люсьеном Фрейдом, Фрэнком Ауэрбахом и Леоном Коссофом он создавал фигуративное искусство в эпоху доминирования абстракции. Однако в отличие от своих коллег, которые уделяли больше внимания интимным портретам или городским ландшафтам, Бэкон сосредоточился на универсальных темах — человеческой трагедии, страдании и борьбе. Его работы обладали глобальным и философским подтекстом, что выделяло его среди других представителей «Лондонской школы».
Работы Фрэнсиса Бэкона продолжают изучаться, восхищать и потрясать зрителей. Он показал, что искусство может быть мощным инструментом для исследования человеческой природы, не ограничиваясь формальными или эстетическими канонами. Его наследие — это напоминание о том, что искусство должно трогать за живое, заставлять чувствовать, задумываться и видеть мир иначе.
Список использованных источников:
- Гейфорд, Мартин. Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа : пер. с англ. / Мартин Гейфорд. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2022. — 352 с.
- Зимоглядов, А. Говорит и показывает: цитаты Фрэнсиса Бэкона о том, что смерть всегда рядом, мир – это куча компоста, ложь – сущность искусства, а картины Джексона Поллока похожи на старые шнурки. / А. Зимоглядов. — Текст : электронный // Артхив : [сайт]. — URL: https://arthive.com/publications/3368~Govorit_i_pokazyvaet_tsitaty_Frensisa_Bekona_o_tom_chto_smert'_vsegda_rjadom_mir_eto_kucha_komposta_lozh'_suschnost'_iskusstva_a_kartiny_Dzheksona_Polloka_pokhozhi_na_starye_shnurki
- Francis, Bacon Francis Bacon : an exhibition Organized by James T. Demetrion, with essays by Lawrence Gowing and Sam Hunter / Bacon Francis. — : Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Smithsonian Institution in association with Thames and Hudson, 1989. — 199 p.