• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С чего начался театральный период

Когда говорят о периоде увлечения Цветаевой театром, то выделяют два временных промежутка.

Обложка книги «И я — была. Цветаева Марина Ивановна». М.: Музыка «Остоженка», 1991

Обложка книги «И я — была. Цветаева Марина Ивановна». М.: Музыка «Остоженка», 1991
Источник: ozon.ru

1918-1919 годы — время цикла «Романтика»

Тогда она создаёт шесть драматических произведений — «Каменный Ангел», «Конец Казановы», «Метель», «Приключение», «Червонный Валет», «Фортуна». Их она хотела выпустить «отдельной книгой под названием “Романтика”» [2, с. 158], чего не случилось, а также несколько стихотворений («Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет», «Век коронованной Интриги», «Ночные ласточки Интриги»), которые входят в цикл «Плащ» (сборник «Психея»). Этот период увлечения Цветаевой театром исследователи интерпретируют как романтический.

1924-1927 годы — время пьес на античные сюжеты

В этот период появляется цикл «Тезей», включающий в себя две трагедии – «Федра» и «Ариадна» (сначала именовалась, как «Тезей») – которые должны были составлять трилогию с запланированной, но так и не созданной трагедией «Елена». Эти произведения основывались на уже сложившемся античном мифе об Ариадне и Федре («Ипполит» Еврипида и «Федра» Л. Сенеки).

В обоих случаях обращения поэта к пьесам временные промежутки были короткими и отличались по тематике выбранного направления. Сама Цветаева не раз указывала, что она «стала писать пьесы — это пришло как неизбежность — просто голос перерос стихи, слишком много воздуху в груди стало для флейты» [2, с. 63]. Под влиянием исторических событий она начала создавать пьесы, что было её формой эскапизма, возможностью пережить сложности в личной жизни.

Исторические события

В 1918-1919 годах, когда Цветаева воплощает в жизнь задуманные романтические пьесы, она живёт в доме в Москве – в Борисоглебском переулке, теперь известном как её дом-музей. В это время у поэтессы рождается дочь Ирина, которая через три года умрёт по причине отсутствия еды и постоянного недоедания. Цветаева не уезжала из страны, которая переживала сложный этап Гражданской войны:

«Магазины зияли пустыми полками, а там, где появлялись продукты, мгновенно вырастали длиннейшие хвосты очередей… Солдаты…поздними вечерами в темных переулках требовали с прохожих документы и нередко грабили. У москвичей появился серо-зеленый цвет лица, измученный и затравленный взгляд» [1, с. 248].

Именно в тот период Цветаева знакомится с актерами из Второй и Третьей студий Вахтангова, проникается теми романтическими темами и идеями (среди которых – увлечение Французской революцией), что царили в кругах творческих людей из актёрской среды, начиная увлекаться и театром. За эти два года она, как мы писали выше, создаёт шесть пьес, справляясь с одиночеством: её муж не был тогда с ней в Москве по причине своей службы в Белой армии и подолгу не посылал ей писем. В одной из сохранившихся корреспонденций Сергей Эфрон просил Максимилиана Волошина передать жене (с Волошиным она познакомилась в 1910 году), что с ним всё хорошо, рассказывая о тех вызовах, что стояли перед ним:

«Теперь о Москве. Я потерял всякую связь с Мариной и сёстрами, уверен, что они меня давно похоронили, и эта уверенность не даёт мне покоя. Пользовался всяким случаем, чтобы дать знать о себе, но все случаи были очень сомнительны… Выдумайте… способ известить Марину и сестёр, что я жив. Боюсь подумать о том, как они перемучились это время… Положение моё очень неопределённое, — пока прикомандирован к чрезвычайной комиссии при Донском правительстве. Может быть, придётся возвращаться в Армию, которая находится отсюда верстах в семидесяти. Об этом не могу думать без ужаса, ибо нахожусь в растерзанном состоянии. Нам пришлось около семисот вёрст пройти пешком по такой грязи, о которой не имел до сего времени понятия. Переходы приходилось делать громадные — до 65 верст в сутки… Спать приходилось по 3-4 часа — не раздевались мы три месяца — шли в большевистском кольце — под постоянным артиллерийским обстрелом… Наше положение сейчас трудное — что делать? Куда идти? Неужели все жертвы принесены даром? Страшно подумать, если это так…» [2, c. 56]. 

Прага 1922-1925

Спустя несколько лет после описанных выше событий Цветаева оставляет Москву и приезжает вместе с дочерью Ариадной в Прагу в 1922 году к мужу, который уже ждал их там. Эфрон приступит впоследствии к учёбе в Пражском университете, воспользовавшись льготой для русских эмигрантов.

Когда Цветаева была в Москве, она воплощала свои задумки в драматических произведениях, обращалась к романтическим сюжетам и героям. В Праге Цветаева продолжает создавать пьесы, однако теперь её повествование отличается от того, что было в 1918-1919 годы. Она разрабатывает цикл на основе античного сюжета под названием «Тезей». В это время поэтесса ютится в доме за городом, где её окружают красивые природные ландшафты. Денег на существование было мало, а та сумма, что выплачивалась университетом Эфрону, была недостаточной для обеспечения семьи с ребёнком.

«Живу… в метели: не людской, слава Богу, а самой простой: снежной, с воем и ударами в окна. Людей совсем не вижу. Я стала похожей на Руссо: только деревья! Мокропсы [название деревни] — прекрасное место для спасения души: никаких соблазнов. Таскаем с Алей [дочь Цветаевой] из лесу хворост, ходим на колодец. Сережа весь день в Праге (университет и библиотека), видимся только вечером. — Вот и вся моя жизнь» [2, с. 139].

Когда Цветаева была в Праге, она тосковала по своим друзьям в Москве, испытывая одиночество в другой стране. Тогда она вела переписку с Борисом Пастернаком. Чувства, которые она транслировала ему в письмах, стали важным испытанием для её семейной жизни:

«Последний месяц этой осени [ноябрь 22-го] я неустанно провела с Вами, не расставаясь… Я одно время ездила в Прагу, и вот, ожидание поезда на нашей крохотной сырой станции. Я приходила рано, в сумерки, до фонарей. Ходила взад и вперёд по тёмной платформе — далеко! И было одно место — фонарный столб — без света, сюда я вызывала Вас. — «Пастернак!» И долгие беседы бок о бок — бродячие… Тогда, осенью, я совсем не смущалась, что всё это без Вашего ведома и соизволения… «На вокзал» и «к Пастернаку» было тождественно. Я не на вокзал шла, а к Вам» [2, с. 154].

Её муж, Эфрон, сложно переживал этот период «страстей» Цветаевой, но в итоге он переждал этот эмоциональный этап в жизни жены, оставшись с ней [2, с. 155]. Пылкость эмоций стала характерной чертой и произведений поэтессы: она наделяет своих героинь мироощущением близким к своему, поэтому заглавные героини произведений пьес театрального этапа — Ариадна и Федра — испытывают эти роковые и пагубные для них чувства (которые являются также продолжением античной традиции).

Для Марины Цветаевой пьесы, написанные в течение непродолжительного театрального периода, являются не просто произведениями, встраивающимися в контекст предшественников (Еврипид, Сенека, Ж.-Б. Расин, который представил классицистическую версию «Федры»), а личными историями, переплетающимися с её судьбой. Элемент биографизма важен при исследовании творчества Цветаевой, в том числе и театрального периода, который стал спасением для поэтессы, пытающейся справиться с ужасающей действительностью, обратившись к новому направлению для выражения своих внутренних ощущений. Кроме того, на Цветаеву оказали влияние люди из театральной сферы, речь о которых пойдёт в следующей части.

Екатерина Пискунова

Список источников:

  1. Кудрова И.В. Просторы Марины Цветаевой: Поэзия, проза, личность. СПб.: Вита Нова, 2003.
  2. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Эллис Лак, 1999.

Дальше

Другие темы курса