"Национальное объединение": третья политическая сила Франции в начале 2000-х
Франция – одна из тех стран, которая своей революционной борьбой внесла большой вклад в распространение по миру республиканских ценностей и доказала, что такие принципы как свобода, демократия, справедливость – неотъемлемая часть культурного ДНК французской нации. Тем не менее, правый популизм и в этой среде нашёл своего избирателя. Правопопулистское «Национальное объединение» (до 1 июня 2018 года «Национальный фронт») не просто привлекает к себе сторонников, а переманивает электорат и правых, и левых партий. Какие стратегии способствуют такому успеху?
История партии началась в 1970-е годы, когда Франция вступила в период нестабильности. «Золотой век» Пятой Республики, называемый также временем четырех «П», завершил своё существование.
Четыре "П"
- Мир (paix)
- Процветание (prospérité)
- Полная занятость (plein emploi)
- Прогресс (progrès)
На смену ему пришли безработица, социальное расслоение и дополнительное обострение общественных настроений в связи с наплывом иммигрантов. Масло в огонь подлили неудачи социалистического правительства Миттерана: лозунги «Изменить жизнь» и «Разрыв с капитализмом» не были воплощены в жизнь, что добавило ко всем остальным проблемам подрыв доверия народа к истеблишменту.
В этих условиях французский политик Жан-Мари Ле Пен создал партию, позиционировавшую себя как единственную альтернативу как левым, так и традиционным правым, и призывавшую к установлению Шестой республики, где власть наконец перейдет в руки простого народа.
Традиционный для правой партии электорат «Национальное объединение» собрало благодаря вполне понятным причинам: призывы «отстаивать национальную самобытность, ценности и традиции французской цивилизации и вернуть Франции её национальный суверенитет, назад к Европе независимых наций» звучали ярко на фоне традиционных партий, давно находившихся во власти и не способных преодолеть трудности нового времени [1].
Избиратели правых взглядов в условиях, когда наплыв мигрантов из стран Ближнего Востока размывал основы модели государства-нации, а суверенитет на международной арене ограничивался европейской интеграцией, присоединились к новому движению во главе с харизматичным Жан-Мари Ле Пеном.
[1] Канинская Г.Н. Метаболизмы правого популизма во Франции XXI века // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 11. – №. 3.
С 90-х годов ряды партии пополняют и бывшие сторонники левых сил, обеспокоенные перспективами своего социально-экономического положения. «Иммигрант как источник всех бед и зол для этой категории граждан, среди которой было немало молодежи, заменил собой капиталиста», а антимиграционные лозунги находят и по сей большой отклик [1]. Вторя недовольствам своих сторонников, «Национальное объединение» предлагает целый ряд мер в этой сфере:
- Запретить натурализацию нелегальных мигрантов;
- Сократить легальную миграцию до 10.000 человек в год;
- Упростить процесс депортации беженцев;
- Установить французское гражданство в качестве привилегии для французского народа [2].
Ещё одним важным элементом позиционирования является образ единственной партии в стране, защищающей интересы «простого француза» – бедного или безработного человека, которых Ле Пен насчитывает около 10% населения Франции [3].
Анализ состава избирателей подтверждает актуальность мер, предлагаемых «Национальным объединением» [4]. Так, около трети голосующих относятся к рабочему классу, 20% - к работникам сельского хозяйства; около 40% сторонников партии имеют малый или средний достаток, а высокий – только 11%.
Территориально голоса также распределены неравномерно: наибольшую поддержку оказывают департаменты Севера, Востока и Юго-Востока, где период упадка переживает промышленное производство или велика доля иммигрантов в населении.
Успешные выступления «Национального объединения» на парламентских выборах пришлись на вторую половину 90-х – начало 2000-х годов, когда партия набирала 12-15% голосов избирателей. Настоящей же победой стали результаты президентской гонки 2012 года, где лидер партии набрал почти 18% – около 6,4 млн человек.
Несмотря на последнее ослабление позиций в связи со сменой ключевых лиц в партии, общественные настроения и важные события во Франции дают возможность для восстановления сил.
Как проявление социально-экономической напряжённости можно вспомнить движение жёлтых жилетов, бушевавшее в 2018 году и остро поставившее вопрос бедности и неравенства в стране. Антииммигрантские настроения находят поддержку на фоне серии терактов (в 2015 году в Париже, в 2016 году в Ницце) и последних событий конца октября – начала ноября 2020 года, связанных с мусульманскими приезжими. Данная повестка – шанс «Национальному объединению» для расширения партийного электората и популяризации своих идей.
[1] Канинская Г.Н. Метаболизмы правого популизма во Франции XXI века // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 11. – №. 3..
[3] См.: Новоженова И.С. Национальный фронт во Франции // Актуальные проблемы Европы. – 2004. - № 2. – С. 99-124.
[4] Там же.
Дарья Мелихова
Другие темы курса