• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Будущее – это сейчас». Нам Джун Пайк и видео-арт

Нам Джун Пайк и его работа TV Buddha (1974)

Нам Джун Пайк и его работа TV Buddha (1974)

Нам Джун Пайк (Nam June Paik, 백남준 (1932-2006) – корейский художник-изобретатель, основоположник видео-арта. Будучи выходцем из очень обеспеченной семьи, у него была возможность уехать учиться заграницу. Так и появился маршрут Корея – Япония – Германия – США. Перед тем, как полностью окунуться с головой в мир медиа, Нам Джун Пайк интересовался экспериментальной музыкой. Ещё в детстве он играл на фортепиано, а затем получил традиционное классическое образование в Токийском университете. Потом уехал в Германию, где стал членом движения Флюксус.

Флюксус (Fluxus)

движение в современном искусстве, зародившееся во второй половине XX века. Направление, которое занималось ивентами, хэппенингами, перформансами. Подробнее о ключевых концепциях можно прочитать здесь

Познакомившись с выдающимся композитором Джоном Кейджем, Пайк вдохновился на создание собственных работ, связанных с экспериментальной музыкой.

Джон Кейдж

Известен своим произведением «4’33’’» (то есть 4 минуты 33 секунды), когда в течение данного промежутка времени музыкантами не воспроизводится ни один звук. Значение этой композиции в том, чтобы обратить внимание на звуки окружающей среды, которые вы услышите во время её [композиции] прослушивания.

Однако через некоторое время он стал сворачивать с «музыкальной дороги» в сторону видео-арта. Он опирался на ready-made материалы, что отсылает нас к творчеству Марселя Дюшана. О работах Нам Джун Пайка можно говорить очень долго и подробно, они все беспрекословно заслуживают внимания, но в своей статье я освещу, пожалуй, основные инсталляции, которые помогут описать творчество Пайка с разных сторон.

Zen for TV

В списке работ Нам Джун Пайка встретится достаточно тех, которые так или иначе будут связаны с дзен-буддизмом. Например, Zen for TV (1963/1981). Перед нами телевизор, который вместо того, чтобы показывать картинку, какую-либо развлекательную программу, демонстрирует горизонтальную полосу на экране, означающую, что он расстроен. Телевизор транслирует дзен, отсутствие изображения. Пайк обнажает природу телевизора, представляя нам его сущность. Если раньше телевизор транслировал какую-то картинку, то сейчас кажется, что мы можем заглянуть в его душу, он перестает быть невидимым для нас. Также, его можно принять за объект для медитации [2]. Сам дзен-буддизм – это пустота, отсутствие границ, чистый сигнал, как у телевизора Пайка.

TV Bra и TV Cello

Переехав в Нью-Йорк, Пайк познакомился с американской виолончелисткой Шарлоттой Мурман, которая стала частой участницей его работ. Их перформанс Opera Sextronique (1967), когда Шарлотта предстала перед зрителями топлес, играя на виолончели, был запрещен полицией. Однако художник не собирался сдаваться и решил сделать для виолончелистки телевизионный бюстгальтер, в котором она предстала в следующем перформансе TV Bra (1969).

TV Bra (1969) – это взаимоотношение технологий и человеческого тела. Как говорил сам Пайк: «Используя телевизор как бюстгальтер… самую интимную вещь, принадлежащую человеку, мы продемонстрируем как человек использует технологии, а также вдохновим людей искать новые, творческие и гуманистические способы использования технологий» [3].

На этом Пайк не остановился и сделал для Шарлотты телевизионную виолончель TV Cello (1971), состоявшую соответственно из нескольких телевизоров, которые транслировали изображение.

Global Groove

«Это проблеск видео ландшафта завтрашнего дня, когда вы сможете переключиться на любую телевизионную станцию на земле, и телегид будет таким же толстым, как Манхэттенская телефонная книга», - то, что вы услышите в начале видео Global Groove (1973). Эта телевизионная трансляция, в которой принимает участие множество известных людей, отсылает нас к эстетике канала MTV. Психоделическая атмосфера, отдаленно напоминает узоры, которые можно было увидеть в калейдоскопах, любимых нами в детстве.

Осторожно! Психоделические спецэффекты могут вызвать головокружение и даже тошноту.

 

TV Buddha

TV Buddha (1992) – это сочетание фигуры Будды и телевизора. Будда сидит перед телевизором и рефлексирует или даже медитирует на свое изображение. «За телевизором стоит видеокамера, которая снимает этого Будду и в прямом времени транслирует его образ на телевизор» [2].

Изюминка этой работы в том, что каждый раз она выглядит по-разному. Всё зависит от стиля куратора и тех материалов, которые есть под рукой у институции, организующей выставку. Так фигурка Будды может быть большой или маленькой, древней реликвией или новой, купленной в магазинчике за углом. Такая же история и с телевизором. Поэтому каждый раз зритель воспринимает инсталляцию по-новому.

Good morning, Mr. Orwell

Good morning, Mr. Orwell (1984) – ещё одна телетрансляция Нам Джун Пайка, в своём роде ответ на роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984». Если у Оруэлла так называемый телекран использовался для слежки, пропаганды и т.п., то Пайк говорит, что телевидение – это всё же «не контроль, а, наоборот, возможность для свободного общения личностей» [1]. Сам проект представляет собой связь в реальном времени нескольких городов: Сеул, Париж, Берлин и Нью-Йорк. Зрители могли посмотреть выступления различных исполнителей, которые находились в парижской и нью-йоркской студиях. Получилось некое глобальное объединение, ведь людей, посмотревших первую международную спутниковую инсталляцию, оказалось около 25 миллионов человек со всего мира.

The More, The Better

Если вам кажется, что Нам Джун Пайк не делал крупномасштабных инсталляций, то вы ошибаетесь. Пример, The More, The Better (1988) – инсталляция, выполненная по заказу для Олимпийский игр 1988 года в Сеуле. Невероятная работа, состоящая из 1003 мониторов.

Это только самая малая часть того, что создал за свою творческую карьеру Нам Джун Пайк. Он был человеком, который любил экспериментировать с видео и телевидением. Очень редко снимал сам, поэтому большинство работ — это существующий материал, трансляции, объекты, над которыми творил художник. Пайк приподнимает занавес, раскрывая сущность, смысл телевизора, теперь мы начинаем видеть его. Более того, он проводит параллель между технологией и природой, «телевидение есть часть природы, естественного порядка вещей» [2]. Ярким примером является инсталляция TV Garden (1974), где мониторы расположены среди растений. Они часть этого сада.

Пайк предвидел нескончаемый поток информации в будущем, в эпоху интернета, масс медиа и новых технологий, и называл это «electronic superhighway» («электронная супермагистраль»). Как говорил отец видео-арта: «Будущее – это сейчас».

Эвелина Хакимова

P.S.

Если после прочтения этой небольшой статьи, Вас заинтересовало творчество, не побоюсь этого слова, великого человека Нам Джун Пайка, то рекомендую обратить внимание на подробную и занимательную лекцию «Нам Джун Пайк — Билл Виола» российского искусствоведа Ирины Кулик.

Список источников

  1. Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
  2. Лекция Ирины Кулик «Нам Джун Пайк — Билл Виола»
  3. Nam June Paik. Section 4: Opera Sextronique.

Дальше

Другие темы курса