• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От Догмы-95 к документалистике: дихотомия правды и вымысла

В заключительной части курса мы подытожим художественные поиски датских режиссёров, которые так или иначе сводятся к вопросу: как через кинематографические средства можно передать правду жизни?

От Догмы-95 к документалистике: дихотомия правды и вымысла

Источник: https://www.dfi.dk/en/viden-om-film/filmdatabasen/film/dromme-i-kobenhavn#Materials

В заключительной части курса мы подытожим художественные поиски датских режиссёров, которые так или иначе сводятся к вопросу: как через кинематографические средства можно передать правду жизни? В этом датский кинематограф рифмуется с более широкой традицией художественных поисков европейского авторского кино 20 века.

Манифест «Догмы-95» стал радикальной попыткой ответить на этот вопрос, поставив целью «выдавить правду из персонажей и обстоятельств» и бороться с «фильмом иллюзий» [Винтерберг, Триер 2020]. Чтобы оценить, насколько успешно он справился с этой задачей, необходимо определить, что можно считать «правдой» и «иллюзией» при изучении кинематографической реальности. «Фильмом иллюзии» называют тот фильм, который манипулирует вниманием и эмоциями зрителя с целью создать определённое представление о реальности [Gaut, 2006: 90]. С иллюзионизмом напрямую ассоциируются голливудские фильмы, которые выдают происходящее на экране за модель реальности, хотя являются постановочными. В то же время кинематографическая правда связывается с определением реализма в кино, которое приближенно к документальному стилю повествования [Kania, 2011: 237]. Учитывая эти концепции, «Догма-95» ставит своей первоначальной целью создать вымышленную историю, которая оперирует принципами непредсказуемости реального мира и вызывает «реалистичные» эмоции в ответ на реальных персонажей и ситуации.

В этом смысле «Догма-95» встраивается в традицию исследования взаимоотношенения правды и вымысла в послевоенном европейском кино. Восприятие правды варьировалось в разных европейских послевоенных кинематографических движениях. Например, итальянский неореализм рассматривал это как отсутствие какого-либо постановочного и преувеличенного действия, чтобы изобразить реальность со всеми присущими ей социальными несовершенствами. Для этого представители движения, такие как Роберто Росселлини или Витторио Де Сика, снимали непрофессиональных актеров на улицах без каких-либо декораций или реквизита, чтобы дать зрителю почувствовать повседневную атмосферу Италии 1950-х годов. «Догма-95» наследует принципам неореалистической аскетичной эстетики, предпочитая нестудийные локации, импровизированные диалоги и нестилизованную актерскую игру.

Французская «новая волна», напротив, видела кинематографическую правду в исследовании природы кино. Кинематографисты того периода часто вступали в диалог со зрителями, подрывая иллюзию экранной реальности. Например, Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео), главный герой фильма «400 ударов» («400 blows», реж. Франсуа Трюффо, 1959) в конце фильма бросает взгляд в камеру, то есть ломает четвертую стену, что означает, что он признает свою вымышленность как персонажа и вымышленность истории, которая рассказывалась на протяжении всего фильма. Как и режиссёры «новой волны», создатели «Догмы-95» видели в анти-иллюзионизме политическую цель освобождения от буржуазной идеологии, которая продвигалась через кино того времени.

«Догма» наследует принципам обоих движений. С одной стороны, она сохраняет дистанцию по отношению к действию и видит свою цель в неинвазивном наблюдении, что намеренно выражено в манифесте. С другой стороны, стиль съемки фильмов (трясущаяся камера, резкие кадры и быстрый монтаж) постоянно напоминают зрителю об искусственности и сконструированности экранной реальности и манипулятивной природе кино. Однако «Догма 95» появилась не столько как продолжение упомянутых подходов, сколько как «контрдвижение против (в первую очередь американского) поклонения жанру мейнстримного кино клише и спецэффекты, а также его неустанный танец вокруг золотого тельца» [Schepelern, 2005: 74].

Поиск правды в документальном кино

Вследствие экспериментов «Догмы-95» возникла важнейшая традиция современного датского кино – документалистика, которая также осмысляет способы запечатления правды на экране. Документалисты задают вопросы о том, как можно изобразить жизнь без какого-либо вмешательства в нее или интерпретации.

Один из методов решения этой проблемы – не вмешиваться в процесс киносъемки. Например, именно так выглядит фильм 2009 года «Мечты о Копенгагене» («Copenhagen Dreams», реж. Макс Кестнер, 2009). Режиссер устанавливает камеру статично и записывает неподвижные продолжительные кадры, которые сосредоточены не на персонажах, а на мире в целом, а пейзажи Копенгагена, заключенные и застывшие в кадрах оказывают более важны, чем люди и их разговоры. Такой способ кинопостановки кажется нейтральным, лишенным избирательного авторского взгляда. Однако действие фильма нельзя считать подлинной правдой, какой оно хочет казаться, потому что само обрамление кадра выражает субъективность рассказчика. То, что было решено включить в кадр, а что нет, манипулирует восприятием истории зрителем, таким образом, все еще создавая «фильм иллюзии».

Противоположный способ изображения правды в документальном кино состоит в том, чтобы как можно больше вмешиваться в события, чтобы и камера, и зритель принимали непосредственное участие в ситуациях фильма. Например, в этом преуспела работа Джошуа Оппенгеймера «Акт убийства» («The Act of Killing», реж. Джошуа Оппенгеймер, 2012), получившая Оскар за «Лучший документальный фильм» в 2012 году. Режиссер изначально строит повествование вокруг искусственно созданной ситуации. Реальные люди, ответственные за организацию геноцида 1960-х годов в Индонезии, оказываются в обстоятельствах своих преступлений. Фильм состоит из моделирования таких ситуаций и наблюдения за поведением персонажей. В этом случае правда раскрывается в процессе взаимодействия: когда у персонажа берут интервью, когда он рассказывает истории о прошлом, когда он делится переживаниями. Режиссер вторгается в реальность и манипулирует ею, но, в то же время, не скрывает это, то есть не стремится создать иллюзию. Такой подход позволяет выделить наиболее важные стороны психологии персонажей, которые не проявились бы в обычных обстоятельствах.

Пожалуй, апогеем подобных размышлений стал фильм Ларса фон Триера «Пять препятствий» («The Five Obstructions», реж. Ларс фон Триер, 2005). Его главный герой – Йорген Лет. Известный режиссёр экспериментального и документального кино, поэт, журналист, спортивный комментатор и, в целом, самый известный датский интеллектуал. Его резонансной работой стал экспериментальный короткометражный фильм «Идеальный человек» («The Perfect Human», реж. Йорген Лет, 1968). Именно он становится предметом обсуждения в фильме «Пять препятствий». Триер придумает правила и ограничения, в соответствии с которыми Лет должен переснять свою короткометражку. Так фиксируется документальное запечатление процесса кинопроизводства от идеи до реализации. Также, в такой форме создатель «Догмы-95» и его предшественник-вдохновитель рефлексируют по поводу прошлого «Догмы» и того, как препятствия стимулируют или наоборот ограничивают природу творчества.

Датский кинематограф – достаточно замкнутая в себе индустрия, которая, тем не менее, может удивить разнообразием внутренних течений и экспериментов. В данном курсе мы попытались наметить лишь некоторые из них, но читателю предлагается продолжить исследование особенностей скандинавской культуры самостоятельно.

Вера Потапова

Список источников

  1. Винтерберг Т., Триер Л. «Догма 95». Манифест // Искусство кино, 2020. URL: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest
  2. Gaut B. Naked Film: Dogma and its Limits // Purity and provocation: Dogma 95 / ed. by M. Hjort, S. MacKenzie. London: BFI Publishing, 2006. Pp. 89-101.
  3. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York, London: Routledge, 1988.
  4. Kania A. Realism // The Routledge Companion to Philosophy and Film / ed. by P. Livingston, C. Plantinga. New York, London: Routledge, 2011. Pp. 237-248.
  5. Schepelern P. Film According to Dogma: Ground Rules, Obstacles, and Liberations // Transnational Cinema in a Global North: Nordic Cinema in Transition / ed. by A. K. Nestingen. Detroit: Wayne State University Press, 2005. Pp. 73-107.

Другие темы курса