• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение. Что было до? Жанна Д’Арк, фолк и Оскары

За последние 30 лет датский кинематограф пережил кардинальные изменения. В 1970-х и 1980-х годах эта небольшая национальная киноиндустрия производила всего около десяти художественных фильмов в год.

Введение. Что было до? Жанна Д’Арк, фолк и Оскары

Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/picture/2266752/

Достижением считался успех хотя бы одного из них, когда кассовые сборы, видимость на фестивалях или положительные обзоры критиков напоминали широкой аудитории о существовании Дании. В большинстве случаев, однако, датское кино казалось уставшим и оставшемся в прошлом [Hjort, 2005].

Всё изменилось в одно десятилетие 1990-х гг. В XXI век Дания вошла со значительным набором уникальных имён, стилей, фильмов. В этом курсе речь пойдет о самых громких из них. Для того, чтобы лучше понять величину сдвига, который пережил датский кинематограф, необходимо воссоздать контекст киноиндустрии, в котором находилась Дания перед вступлением в новое столетие.

Карл Теодор Дрейер

Как известно, в эпоху немого кино киноиндустрия была значительно более глобализирована и децентрализирована из-за отсутствия различий в языках. Это давало возможность фильмам из таких малонаселённых стран, как Дания, быть увиденными аудиторией всего мира. Так, датский режиссёр Карл Теодор Дрейер смог приобрести всеобщую известность и стал одним из основоположников современного кинематографического языка. В начале карьеры в 1910-х гг. он снимал фильмы в Швеции, Германии, Франции, став по-настоящему международным режиссёром.

Первый и главный фильм, который принёс ему известность, – «Страсть Жанны д'Арк» («La Passion de Jeanne d'Arc») 1928 года. Эта картина систематически входит в списки самых влиятельных фильмов всех времен, а в 2010 году TIFF поместил его на первое место в топе важнейших фильмов в истории кино [Кинопоиск]. Французская актриса Рене Фальконетти, сыгравшая Жанну Д’Арк, на долгое время стала образцом психологической проработки образа в кино.

В центре сюжета – судебный процесс над Жанной Д’Арк и её последние дни жизни. Фильм почти полностью состоит из крупных планов лица Жанны Д’Арк и её судей, монаха и епископа. Крупные планы делали акцент на эмоциях и внутреннем конфликте персонажей, что сейчас является одним из базовых приёмов киноязыка. Более того, кинокритик Сергей Добротворский видит в подобном укрупнении лица метафору несвободы Жанны Д’Арк, когда края экрана перерезают лицо героини, заточая в рамке кадра [Добротворский, 2020].

В период «великой депрессии» Дрейер стал отходить от кино и до смерти в 1968 году снял всего три звуковых фильма. Тематически все его фильмы объединены темой недоверия, в особенности – недоверия к институтам. Противопоставление справедливости и суда в «Страсти Жанны Д’Арк», веры и церкви в «Слове» 1955 года. А «День гнева» 1948 года, изображающий период охоты на ведьм, часто интерпретируется как аллегория на фашистскую оккупацию Дании во время Второй мировой войны. Так, фильмы Дрейера выступали еще и критическим высказыванием по отношению к глобальному обществу.

Несмотря на то, что Дрейер – датчанин, сюжеты его фильмов выходят далеко за пределы датской культуры. Работая в коллаборации с европейскими кинодеятелями из разных стран, он приобрёл славу международного режиссёра, не определив траекторию развития конкретно датского кинематографа.

Народные комедии

Что смотрели обычные датчане в то время как Дрейер завоевывал мировое признание? Во время «великой депрессии» 1930-х, вместе с распространением звукового кино, стал развиваться особый жанр – жанр народной комедии или фолькекомедии («folkekomedie»), пришедший из литературы XIX века.

Это малобюджетные комедийные фильмы, которые отражают обыденные жизненные ситуации и обращаются к «народу» Дании. Смешные сцены, персонажи и сюжеты, которые понятны и забавны для национальной аудитории, во многом сформировали современную культурную идентичность Дании.

Одним из центральных целей фолькекомедии в фильмах 1930-х годов является интеграция политических, региональных и культурных различий. С характерным для нее популизмом конфликты между людьми обычно разрешаются благодаря вмешательству эксцентричных сельских персонажей, таких как стереотипный мудрый старик с полуострова Ютландия, который беден и необразован, но обладает скептическим взглядом по отношению к городской жизни и всему современному.

Небольшой размер Дании и ее население, а также долговечность соседства, делают культурные различия более управляемыми и интеграцию менее утопичной [Hartvigson, 2021: 67].

Фолкекомедия сохраняла популярность на протяжении 20 века. Один из самых популярных представителей жанра – серия фильмов про банду Ольсена, которую знает каждый датчанин. Первый фильм вышел в 1969 году, и за следующие 30 лет вышло всего 14 фильмов. Феномен фолкекомедии очень красноречиво представляет датское самосознание как «народа» и необходимости интеграции в него, которое воспроизводит простая форма художественного вымысла. 

Исторические драмы

Так, вплоть до 1980-х гг. датский кинематограф оставался исключительно локальным явлением, призванным развлекать национальную аудиторию. Датчане снимали фильмы для датчан и про датчан, и были интересны только датчанам. Однако в 1972 году был основан Датский Киноинститут (Danish Film Institute), который значительно изменил внутреннюю логику киноиндустрия. К 1980-м гг. кинопроизводство было полностью контролируемо и финансируемо государством через Киноинститут. Так, узнаваемость датского кино стала уже политическим интересом.

На датское кино обратили внимание в конце 1980-х гг., когда фильмы местных режиссёров получили «Оскар» за лучший иностранный фильм два года подряд, в 1987 и 1988 годах. Первым был «Пир Бабетты» Габриеля Акселя, второй – «Пелле-завоеватель» Билле Аугуста. Оба фильма – об обнищавшей жизни Дании XIX века: быте рыбацкой деревни и истории семьи фермера соответственно. Такое внимание к низкому классу можно считать наследием декораций фолькекомедии. В то же время эти исторические драмы характеризуются предельно серьёзным тоном повествования, переживанием личных трагедий и осмыслением национального прошлого.

Так выглядело состояние датского кинематографа на мировой арене, когда история подошла к 1990-м годам. Теперь можно перейти к рассмотрению феноменов, которые оспаривали, обсуждали, вдохновлялись, ненавидели или продолжали традиции Дрейера, фолькекомедий и исторических драм.

Вера Потапова

Список источников

  1. 100 важнейших фильмов в истории кино по версии TIFF – списки лучших фильмов и сериалов // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/top_100_by_tiff/.
  2. Добротворский С. Кино на ощупь. СПб: «Сеанс», 2020.
  3. Hartvigson N. H. The Art of the Popular: The Folkekomedie Tradition // A History of Danish Cinema / C. Claire Thomson et al. (eds.). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021. Pp. 65–80.
  4. Hjort M. Small Nation, Global Cinema: The New Danish Cinema. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005.

Далее

Другие темы курса